Идеи для... Подарки на... Традиции

Правила игры саджо. Игра с мячом «Суп. «Что происходит в природе?»

Даже самые подвижные дети иногда устают. Давайте вспомним старые добрые дворовые игры, в которые можно играть, сидя на скамейке.


В эти игры обычно играют девочки или смешанные компании.

Вы поедете на бал?

Правила игры: игра начинается с присказки, которую говорит ведущий. В ней содержатся основные правила игры. Классический вариант звучит так:

Вам бабушка прислала
Кусочек одеяла и баночку соплей.
Велела не смеяться,
Губы бантиком не строить,
Да и нет не говорить,
Черный с белым не носить,
Букву «Р» не выговаривать…
Вы поедете на бал?

После этого начинается диалог ведущего с одним из игроков. Ведущий задает вопросы (на чем поедут, во что будут одеты, какого цвета будет одежда). Его задача - спровоцировать игрока нарушить одно из правил: ответить да или нет, назвать черный или белый цвет, в некоторых компаниях - произнести букву Р. Соответственно, задача игрока - не ошибаться как можно дольше.

Пример диалога (из Интернета):

Вариант 1.

- Поеду

- Вы оденете черное платье?

- Синее

- А в карете не жарко в платье?

- Нет! Ой!

Вариант 2.

- Возможно
- Вы поедете в карете?
- Скорее всего в ней
- А карета будет запряжена слонами?
- Какими слонами?! Лошадьми!
- Вы поедете на бал в костюме?
- Наверно в красивом платье
- Платье, конечно, желтое?
- Синее
- Вы будете на балу самой красивой?
- Конечно
- Вы возьмете с собой жениха?
- Он всегда со мной ездит
- А как зовут жениха?
- Максим
- А вы его любите?
- Да. Ой!

Бабкины панталоны

Правила игры: основная цель игры - похохотать. Ведущий задает вопросы каждому игроку по очереди. На любой вопрос игрок должен отвечать "Бабкины панталоны", при этом нельзя смеяться и улыбаться.

Пример:

— «Маша, что ты будешь есть сегодня на завтрак?»
— «Бабкины панталоны»
— «Витя, что ты оденешь сегодня на дискотеку?»
— «Бабкины панталоны»
— «Коля, ты прыгаешь с парашютом, но парашют не раскрылся, но зато раскрылись...»
— «Бабкины панталоны!»

Сабже

Правила игры: это игра с мячом. Игроки сидят на скамейке, ведущий стоит напротив. Ведущий задает вопрос. Традиционно, первый вопрос: "Как тебя зовут?". После этого ведущий называет вариант ответа и бросает мяч игроку. Если игроку нравится вариант, он ловит мяч. Если нет - отбивает. Ведущий мог также назвать специальное слово - Сабже (в некоторых компаниях были другие варианты, например, "подарок"). Если игрок поймал мяч - выбирает сам ответ на вопрос. Если отбивает - получает последний отбитый вариант (как вариант - ответ придумывает ведущий). Варианты ответа могут быть самими разными, реалистичными и нет, приятными и противными.

Когда определился ответ на первый вопрос для первого игрока, переходят к следующему игроку. Когда опрошены все игроки, переходят к следующему вопросу. Например:

Сколько тебе лет?

Сколько у тебя детей?

Как зовут твоего мужа (жену)?

Кем ты работаешь?

Игра обычно заканчивается, когда всем надоедает. Чем остроумнее ведущий, тем интереснее играть.

Колечко

Правила игры: игроки усаживаются в ряд на скамейку, сложив ладошки лодочкой. Ведущий в ладошках, сложенных лодочкой, зажимает маленький предмет - "колечко" (это может быть также монетка, камешек, пуговица). Затем ведущий обходит всех игроков, вкладывая каждому в руки свои руки. При этом он должен незаметно передать колечко одному из них. Хороший ведущий хитрит: может обойти всех участников несколько раз, может сымитировать передачу колечка какому-либо игроку, может даже забрать колечко у того, кому он его отдал.

1) один из игроков должен отгадать, где колечко;

2) игрок, у которого в руках оказался предмет, должен неожиданно для всех резко вскочить с лавочки и отбежать от нее. Остальные игроки в этот момент должны вовремя его заметить и удержать, не дав сбежать со скамейки.

Испорченный телефон (Глухой телефон)

Правила игры: чем больше участников, тем смешнее. Игроки садятся в ряд. Ведущий шепчет слово на ухо первому игроку (так, чтобы остальные не слышали). Первый игрок передает слово второму и дальше по цепочке. Последний называет услышанное слово вслух. Чем сильнее оно отличается от первого, тем смешнее. Поэтому нужно стараться говорить слово тихо, быстро и невнятно.

Ведущий садится в конец и становится последним в цепочке. Первый игрок становится ведущим. Игра продолжается.

Вы помните, как весело было играть в эти игры? Научите им своих детей и их друзей. Поскольку эти игры не очень подвижные, они отлично подойдут для детского праздника в помещении.

В течение дня бывают моменты, когда необходимо организовать детей на короткое время (пока не накрыли обед, заканчивается занятие у второй подгруппы и т.д). Можно вспоминать , пальчиковые игры и физминутки. А я предлагаю организовать игры с мячом для развития речи, которые позволяют педагогу активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в составлении развернутых предложений, сложных слов и подборе рифмы.

Игры с мячом для развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок — яйцом
Хлеб — мукой
Лошадь — жеребёнком
Шкаф — доской
Корова — телёнком
Велосипед — железом
Дуб — жёлудем
Рубашка — тканью
Рыба — икринкой
Ботинки — кожей
Яблоня — семечкой
Дом — кирпичом
Лягушка — головастиком
Сильный — слабым
Бабочка — гусеницей
Взрослый — ребёнком

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи — картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты — яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды — малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья — берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные — корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные — тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы — стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы — голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель — стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда — тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда — пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь — туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки — кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты — пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт — трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова: огурец, помидор — овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:
Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра — тигрёнок, у льва — львёнок, у слона — слонёнок, у оленя — оленёнок, у лося — лосёнок, у лисы — лисёнок.

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок.

Группа 3. У коровы — телёнок, у лошади — жеребёнок, у свиньи — поросёнок, у овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок, у собаки — щенок.

Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

  • Корова мычит
  • Тигр рычит
  • Змея шипит
  • Комар пищит
  • Собака лает
  • Волк воет
  • Утка крякает
  • Свинья хрюкает

Вариант 2.
Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
— Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

  • Сова летает, а кролик?
  • Корова ест сено, а лиса?
  • Крот роет норки, а сорока?
  • Петух кукарекает, а курица?
  • Лягушка квакает, а лошадь?
  • У коровы телёнок, а у овцы?
  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Кто живёт в дупле? — Белка.
Кто живёт в скворечнике? — Скворцы.
Кто живёт в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? — Собака.
Кто живёт в улье? — Пчёлы.
Кто живёт в норе? — Лиса.
Кто живёт в логове? — Волк.
Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2.
Где живёт медведь? — В берлоге.
Где живёт волк? — В логове.

Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — шапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свёкла — свёколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — пёрышко, стекло — стёклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»
Солнце — что делает? — Светит, греет.
Ручьи — что делают? — Бегут, журчат.
Снег — что делает? — Темнеет, тает.
Птицы — что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель — что делает? — Звенит, капает.
Медведь — что делает? — Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака — стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка — мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка — шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея — ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий — холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий — холодный
Хороший — плохой
Умный — глупый
Весёлый — грустный
Острый — тупой
Гладкий — шероховатый
Лёгкий — тяжёлый
Глубокий — мелкий
Светлый — тёмный
Добрый — злой

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха — меховые.
Таз из меди — медный.
Ваза из хрусталя — хрустальная.
Рукавички из шерсти — шерстяные.

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный — мак, огонь, флаг.
Оранжевый — апельсин, морковь, заря.
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный — огурец, трава, лес.
Голубой — небо, лёд, незабудки.
Синий- колокольчик, море, небо.
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:
У рыси голова — рысья
У рыбы — рыбья
У кошки — кошачья
У сороки — сорочья
У лошади — лошадиная
У орла — орлиная
У верблюда — верблюжья

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

  • что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
  • что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
  • что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
  • что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:

Стол — столы
Стул — стулья
Гора — горы
Лист — листья
Дом — дома
Носок — носки
Глаз — глаза
Кусок — куски
День — дни
Прыжок — прыжки
Сон — сны
Гусёнок — гусята
Лоб — лбы
Тигрёнок – тигрята

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол — пять столов
Один слон — пять слонов
Один журавль — пять журавлей
Один лебедь — пять лебедей
Одна гайка — пять гаек
Одна шишка — пять шишек
Один гусёнок — пять гусят
Один цыплёнок — пять цыплят
Один заяц — пять зайцев
Одна шапка — пять шапок
Одна банка — пять банок
Одна пуговица — пять пуговиц
Одна мыльница — пять мыльниц
Одна шляпа — пять шляп
Одна книга — пять книг
Одна конфета — пять конфет

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:
Воспитатель задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Описание игры

Правила игры «джин»:

В эту игру играют не менее 2 игроков. Выбирается ведущий, который будет кидать мяч. Ведущий, кидая в Вас мячик, говорит имя, например - «Хоттабыч». Если Вы поймаете мячик, то Вас зовут «Хоттабыч». Если вы отбиваете, то ведущий снова должен кинуть мячик и сказать имя. У ведущего есть уловка, если он кидает Вам мяч и говорит «Джин», а Вы отбиваете, то Вам дается предыдущее имя. Если ловите «Джин», то сами выбираете имя. Когда у всех игроков имя выбрано, Вы переходите к следующей ступени.

В игре существует несколько ступеней:

  1. Фамилия
  2. Отчество
  3. Имя жены
  4. Фамилия жены
  5. Отчество жены
  6. Сколько детей
  7. Какого они рода.
  8. Где работаете.
  9. Какая у вас машина
  10. И так далее…

Все эти ступени вы можете придумывать в процессе игры.

Увлекательность игры

В конце игры складывается потрясающий букет. Вас зовут Гадя Петрович Хренова. Вашу жену зовут Усаден Бен Ладен. У вас десять детей среднего рода. Вы работайте в центре поддержки «Весёлых бобров» . И ездите на спортивной, 100 лошадиной телеге. Эта игра является очень популярной, в неё весело играть, она развивает скорость реакции и фантазию.

Эта игра немного напоминает «Съедобное-несъедобное ». Для неё необходим небольшой и не очень тяжелый мячик . Играют компанией от трех человек.

Варианты названий

Эта игра — абсолютный чемпион по количеству названий. В разных местностях её назвали по-своему, поэтому названий очень много: «Анжелика», «Артек», «Биржа», «Бэмби», «Вада», «Весёлая семейка», «Джейран», «Джем», «Джин», «Джон», «Дрэва», «Дуськи-Маруськи», «Душамбе», «Желание», «Жена-не жена», «Зелёное стёклышко», «Клубничка», «Лампа Алладина», «Мечта», «Мёд», «Негр», «Паспорт», «Подарок», «Семейка», «Сабже», (и все его разновидности: «Сабжо», «Сабжэ», «Саджо», «Самжел» (сам желай), «Сандже», «Санже», «Санжо», «Соджо», «Сэй-Джо»), «Суп», «Тебя зовут…», «Тюльпан», «Фанта», «Шанс», «Чичи-Мичи».

Правила игры Сабже

Выбирается ведущий, остальные садятся в ряд на скамейку или диван. Ведущий придумывает вопрос, подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку вариант нравится, он ловит мяч, если нет, то он мяч отталкивает.

Ведущий предлагает три варианта ответа, если все три игрок оттолкнул, по умолчанию ему назначается третий вариант.

Ведущий может кинуть мяч и сказать

Если игроку удалось поймать этот мяч, он сам придумывает ответ на заданный вопрос

Вопросы могут быть любыми, например:

- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Кто твой муж (жена)?
- Сколько у тебя детей?

- Тебя зовут?
- Аня
- игрок отталкивает мяч
- Катя - игрок ловит мяч, значит его в этой игре зовут Катя

- Сколько тебе лет?-
- 3 года
- отталкивает мяч
- 77 лет - отталкивает мяч
- 12 лет - отталкивает мяч, значит игроку назначается последний вариант 12 лет.

- Где ты живешь?
- В пещере
- отталкивает мяч
- Сабже - игрок ловит и выбирает себе, например, дворец

Эта игра немного напоминает «Съедобное-несъедобное ». Для неё необходим небольшой и не очень тяжелый мячик . Играют компанией от трех человек.

Варианты названий

Эта игра - абсолютный чемпион по количеству названий. В разных местностях её назвали по-своему, поэтому названий очень много: «Анжелика», «Артек», «Биржа», «Бэмби», «Вада», «Весёлая семейка», «Джейран», «Джем», «Джин», «Джон», «Дрэва», «Дуськи-Маруськи», «Душамбе», «Желание», «Жена-не жена», «Зелёное стёклышко», «Клубничка», «Лампа Алладина», «Мечта», «Мёд», «Негр», «Паспорт», «Подарок», «Семейка», «Сабже», (и все его разновидности: «Сабжо», «Сабжэ», «Саджо», «Самжел» (сам желай), «Сандже», «Санже», «Санжо», «Соджо», «Сэй-Джо»), «Суп», «Тебя зовут...», «Тюльпан», «Фанта», «Шанс», «Чичи-Мичи».

Правила игры Сабже

Выбирается ведущий, остальные садятся в ряд на скамейку или диван. Ведущий придумывает вопрос, подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку вариант нравится, он ловит мяч, если нет, то он мяч отталкивает.

Ведущий предлагает три варианта ответа, если все три игрок оттолкнул, по умолчанию ему назначается третий вариант.

Ведущий может кинуть мяч и сказать

Если игроку удалось поймать этот мяч, он сам придумывает ответ на заданный вопрос

Вопросы могут быть любыми, например:

- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Кто твой муж (жена)?
- Сколько у тебя детей?

- Тебя зовут?
- Аня
- игрок отталкивает мяч
- Катя - игрок ловит мяч, значит его в этой игре зовут Катя

- Сколько тебе лет?-
- 3 года
- отталкивает мяч
- 77 лет - отталкивает мяч
- 12 лет - отталкивает мяч, значит игроку назначается последний вариант 12 лет.

- Где ты живешь?
- В пещере
- отталкивает мяч
- Сабже - игрок ловит и выбирает себе, например, дворец

Видео игры Сабже: