Идеи для... Подарки на... Традиции

Комплексное занятие по художественно эстетическому развитию. Занятие по художественному - эстетическому развитию "Сказочная птица" в старшей группе план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Художественно-эстетическая деятельность в сред

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ладушки»

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема «Подводный мир»

Подготовила педагог: Маслова С.Н.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с понятием «пейзаж», познакомить детей с подводным пейзажем;

Учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел, основанный на восприятии музыкальных и живописных произведений;

Пополнить знания детей о подводном мире, его обитателях, расширить словарный запас, ввести в активный словарь детей слово «батискаф»;

Использовать различные нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой;

Развивать фантазию детей, внимание, слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, глазодвигательные функции.

Воспитывать эстетические нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать; аккуратность, любовь к природе.

Коррекционная работа:

Развивать у детей:

Зрительное восприятие;

Глазодвигательные функции;

Ориентировку в пространстве

Методы и приемы:

Игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, использование мультимедийного оборудование, вопросы к детям, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, объяснение, показ, слушание музыкальных произведений, индивидуальная работа с детьми.

Материал:

Белая бумага формата А4, мелки восковые, акварель, губки, кисти, трубочки, стаканчики с водой, палитра, жидкая разведенная гуашь в мисочке, салфетки;

иллюстрации портрет И.К. Айвазовского, морские пейзажи, мультимедиа «Мир под водой», «Морские жители», аудиозаписи «Звуки моря», конверт с письмом.

Предварительная работа:

- Чтение литературных произведений о море;

Рассматривание иллюстраций, фотографий о море; репродукций картин художников – маренистов;

Индивидуальное разучивание стихов о море;

Прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки моря», «Звуки воды»;

Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Словарь:

Пейзаж, маринист, подводный пейзаж, батискаф.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня пришло письмо от Русалочки. Давайте узнаем что она пишет? (ответы детей)

Воспитатель читает: «Дорогие ребята! В нашем подводном царстве случилась беда. Злая ведьма рассердилась на нас и превратила наш подводный мир в черно – белый. Помогите нам вернуть обратно наш разноцветный подводный мир.(Показывает черно–белый рисунок Русалочки)

Воспитатель:

Ребята, поможем Русалочке?

Нам нужен художник, а мы можем стать художниками которые раскрасят море. А для того чтобы стать художниками мы произнесем волшебные слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Художниками стали мы!

Вот мы и превратились в художников.

Воспитатель:

Кто из вас помнит, как называют художников, изображающих море?

(ответы детей: Маринисты).

Воспитатель: - Правильно, маринисты. Именно они изображают изменчивую стихию моря. Самый известный художник – маринист Иван Константинович Айвазовский посвятил свое творчество изображению моря.

Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображается на пейзаже? (Окружающая природа, мир вокруг нас).

Воспитатель: - Пейзажи бывают разные, а как называются пейзажи Айвазовского? (Морские).

Воспитатель: - Я хочу вас познакомить еще с одним пейзажем – подводным. Но чтоб с ним познакомиться, нам нужно попасть под воду. Как бы нам это сделать? (Спустимся на морское дно).

А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.

Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показывает картинку).

Вот и мы сегодня с помощью батискафа опустимся на морское дно.

Воспитатель: - А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.

(Педагог включает медиапроектор, перед детьми на экране появляются пейзажи с подводными жителями)

Стимулируя воображение детей, воспитатель восхищенно говорит: Посмотрите, какое красивое море, сине-зеленое, переливается разными цветами. А под нами, и над нами красивые рыбки плавают. Я вижу ярких, желтых с синими полосочками. А каких рыбок видите вы? (Ответы детей).

Воспитатель: - Посмотрите, какой красочный и яркий подводный пейзаж. Очень много морских обитателей живет в море. Рассказывает детям о том, что морские обитатели чем-то похожи на земные объекты, например, кораллы на деревья, медузы на парашюты. Предлагает детям найти их сходство между морскими обитателями и земными объектами и называть их.

Физминутка «Краб» (Дети под музыку выполняют движения).

Воспитатель: - А теперь мой маленькие художники, мы с вами будем рисовать подводный пейзаж. Свой пейзаж вы придумаете сами. Подумайте, и решите, кого из морских обитателей вы хотели бы изобразить на своем пейзаже. Вспомните, что мы видели на дне (морскую звезду, медузу). Как выглядят морские растения, водоросли. Нарисуйте на своей картине яркий, радостный подводный пейзаж. Можно изобразить несколько подводных жителей, кто вам больше всего понравился.

Воспитатель: - Рисовать мы будем восковыми мелками, а затем акварелью. Воспитатель напоминает детям последовательность выполнения рисунка в технике «восковой мелок + акварель». Пока дети выполняют работу восковыми мелками + акварелью тонируют лист (море), можно включить аудиозапись «Звуки моря».

После того, когда дети выполнили рисунок восковыми мелками, воспитатель предлагает, пока сохнет краска, нашим глазкам нужно отдохнуть, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз. (С использованием мультимедиа «Дельфины)

После гимнастики для глаз дети продолжают работу. Внимание детей обращается на то, как по – разному можно нарисовать рыб, водоросли, морскую звезду и др. например водоросли получаются необычными, если их делать кляксографией с трубочкой, красивую медузу и рыб – если обвести кисть руки. Ребятам предоставляется свобода выбора техники.

По ходу и окончании рисунков с каждым ребенком обсуждается, что они «увидели в подводном мире». Отмечается самый сказочный подводный мир, похожий на настоящий, самый веселый или мрачный, таинственный или простой.

На экране появляется Русалочка со своими друзьями, благодарит детей, за то, что они помогли вернуть обратно краски морю, освободили от злых чар злой ведьмы.

А ещё Русалочка на память сделала вам подарки – это маленькие ракушки. Пусть у вас останутся теплые воспоминания о нашем путешествии.

Педагог дарит детям ракушки.

Воспитатель: - А теперь, чтобы снова превратиться в детей и вернуться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Детьми снова стали мы!


ООД по рисованию в средней группе.

Тема: «Краски рассказывают сказки»

Цель: Развивать детское творчество в процессе изображения сюжетных композиций и объектов животного мира (медведя и ёжика).
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать у детей желание, помочь малышам, оживить для них сказку, нарисовать иллюстрации к знакомому произведению («Зимняя сказка» С. Козлов).
Обучающие:
1.Продолжать учить детей работать сообща, в подгруппах, создавая одну работу, договариваться о том кто, что будут рисовать, выбирать в соответствии с этим материал для работы (жесткую кисть или ватную палочку), подбирать цвет краски (для мишки коричневый, для снега белый, для ежика серый).
2. Совершенствовать умение получать необходимый цвет краски для рисования (серый), путем смешивания исходных цветов (белого и черного).
3. Продолжать учить детей анализировать свои работы.
Развивающие:
1. Развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем (мишкой или ёжиком), создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (падающий снег).
2.Совершенствовать умение выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и местоположение по отношению к главной части.
3. Закреплять умение рисовать контур цветным карандашом, пользоваться при рисовании шерсти медведя и иголок у ёжика сухой жесткой кистью, ритмично наносить мазки по поверхности листа, внутри и по самому контуру объектов
Словарная работа: Жесткая кисточка, ватная палочка, палитра, смешиваем цвета, цвет: коричневый, серый, белый, черный, медвежонок, мишутка, снежинки, снег, ёжик, лес.

Подготовка к занятию: проветривание помещения, влажная уборка, игра малой подвижности «Где спрятался Мишутка?»

Методы и приёмы: Чтение отрывка из произведения С. Козлова «Зимняя сказка», создание проблемной ситуации, напоминания, вопросы поискового характера, показ ребенком способа смешивания 2 цветов, показ воспитателем и ребенком способов рисования, минимальная помощь, советы, дополнительное объяснение, имитация в воздухе сухой кисточкой ритмичных мазков, техника рисования «сухая кисть», использование музыки («Звуки природы» - «Падающий снег»), самостоятельный выбор детьми персонажа для рисования и материала для рисования.

Предварительная работа: Чтение произведения С. Козлова «Зимняя сказка», развивающая игра «Угадай какие они? (классификация животных- дикие, домашние), рассматривание картин из серии «Дикие животные» («Осень. Медведи», «Осень. Ёжи»), беседа о том, как животные приспосабливаются к жизни в лесу зимой, творческие игры с медведями (мишка заболел, напоим мишку чаем, уложим мишку спать), подготовка фона для предстоящего занятия (рисуем заснеженный лес).

Материал к занятию: Два мольберта, с прикрепленными на них большим листом бумаги для рисования, на которых заранее нарисован пейзаж заснеженного леса, около каждого мольберта стоит стол, на котором, пустые стаканчики для кисточек, пустой лоточек для грязных ватных палочек, цветные карандаши, палитра, тряпочки, влажные салфетки, баночки с водой, на отдельном столе расположены баночки с гуашевыми красками (белая, коричневая, черная), стаканчик с жесткими и беличьими кисточками, лоточек с ватными палочками.

Ход занятия:
I часть
-Ребята послушайте внимательно, я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы должны догадаться как называется эта сказка.
Зачитывается отрывок из произведения С. Козлова «Зимняя сказка».
- С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки. «Седьмая», - прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизывал нос.
- Как эта сказка называется?
- Зимняя сказка.
-Правильно, это «Зимняя сказка» и написал её Сергей Козлов. Скажите, а эта сказка вам понравилась, она интересная?
-Да, понравилась.
-Интересная.

Вот ребята и мне она понравилась, поэтому, когда пришла воспитатель из младшей группы и спросила, а нет ли у меня интересной сказки, я сказала есть такая, и показала книгу с «Зимней сказкой». Галина Алексеевна обрадовалась, только вот беда картинок в этой книжке нет, а её маленькие ребятки очень любят книжки с цветными картинками. Как же быть?
-Надо купить новую книжку.
-Другую дать книжку с картинками.
-Можно и другую книжку дать, только тогда ребята никогда не узнают, что есть такая интересная «Зимняя сказка». И к тому же она не просто интересная, но и поучительная. Она учит нас, как нужно беречь свое здоровье и зимой не есть снег, а то можно заболеть, как Медвежонок.
- А мы с вами можем сделать картинки к этой сказке?
- Да.
-А как мы их можем сделать?
- Мы можем нарисовать.
- Тогда давайте для малышей нарисуем картинки к этой сказке. Чтобы их нарисовать нужно вспомнить, о ком эта сказка?
- О медвежонке.
- Мишке.
-Что с ним случилось?
- Он заболел.
-А почему он заболел?
- Ел снег.
-Съел много снежинок.
- Да, ребята Медвежонок съел много снежинок и простудился. И всю зиму болел.
- А кто его лечил?
- Ёжик.
- Ну, вот и вспомнили всех героев. Это Медвежонок и Ёжик.
Посмотрите сюда, на мольбертах я приготовила листы с изображением леса, на них и будем рисовать. На одном нарисуем Медвежонка, а на другом его друга Ёжика, как будто он идет в гости к Медвежонку. Давайте разделимся на 2 подгруппы, одни ребята будут рисовать Медвежонка, а другие Ёжика. Кто будет рисовать Медвежонка, подходите к этому мольберту, а кто будет рисовать Ёжика к этому.
- Теперь осталось вспомнить, как мы будем рисовать Медвежонка? Какие части тела у него есть?
- Самая большая часть тела у медвежонка, это?
- Туловище.
- Правильно, туловище самое большое с него и начнем рисовать.
Показ воспитателя (рисует туловище).
- Туловище у Медвежонка похоже на большой овал, вот такой.
Берет цветной карандаш и рисует на листе, прикрепленном к мольберту.
-Какие части тела есть у Медвежонка ещё?
- Голова.
-Лапы.
-Ноги, руки.
- Голова, какая размером по сравнению с туловищем?
- Маленькая.
-А по форме, какая?
-Круглая.
- Кто пойдет и нарисует голову и лапы? Иди Настя нарисуй.
Показ ребенка.
- А чем покрыто все тело Медвежонка?
-Шерстью.
- А какого цвета у Медвежонка шерсть?
- Коричневая.
- Значит, какого цвета вы краску выберете?
- Коричневую краску.
- Несите к её к своему мольберту.
А теперь кто скажет, какое по форме тело у Ёжика?
- Овальное.
- Круглое.
- Правильно может быть и круглое и овальное. Круглое, если он свернулся в клубочек и лежит. А если наш Ёжик спешит в гости, то какой ему формы нарисуем туловище?
-Овальное.
- Кто пойдет, нарисует туловище Ёжику? Выходи Максим.
Показ ребенком.
- Тело Ёжика покрыто чем?
-Иголками.
-Какого цвета гуашь вы выберете для рисования Ёжика?
- Серую.
- Черную.
-Правильно, сначала нарисуем серым цветом, а потом добавим немного черного цвета. Что случилось?
- Нет серой краски.
- Ребята давайте вспомним, если нет какого то цвета, то как его можно получить? Каким способом? Кто готов сказать?
- Смешать краски.
- Какие 2 цвета нам нужно смешать? Как вы думаете?
- Белый и коричневый.
-Белый и черный.
-Давайте попробуем, смешаем эти цвета на палитре. При смешивании каких цветов получился серый цвет?
-Белого и черного.
- Правильно. Серый цвет для Ёжика получился при смешивании белого и черного.
-Какой кисточкой удобнее будет нарисовать острые иголки у Ёжика и шерсть у Медвежонка?
- А посмотрите, какой кисточкой вы будете рисовать? Одни кисточки жесткие, а другие мягкие. Какую возьмем, чтобы видно было каждый волосик и иголочку.
- Жесткую.
- Выбирайте кисточку. А я посмотрю, правильно вы её взяли или нет.
Максим, как мы берем кисточку?
- За край железной рубашки.
- Ребята, а кто догадался, для чего я вам приготовила белую гуашь и ватные палочки?
- Рисовать снег.
- Правильно, не забудьте, нарисовать снег, именно его объелся Медвежонок и заболел.
- Приступайте к рисованию.
- Ребята не забывайте, что когда мы рисует жесткой кисточкой, то не смачиваем её водой, а сразу набираем краску.
II часть.
Дети приступают к работе, включается музыка «Падающий снег».
В процессе работы слежу, чтобы дети сначала изображали крупный предмет (Медвежонка и Ёжика) и только потом переходили к изображению снега.
- Когда рисуем жесткой кисточкой, в воде её купаем?
-Нет.
- Правильно на жесткую кисточку набираем сразу краску.
- Молодец Коля очень аккуратно краску набирает, лишнюю на палитре оставляет, делая несколько мазков.
- Помните, что рисуем по контуру, а потом внутри контура, иначе получится некрасиво.
- Милана, ритмичнее делай мазки, как будто у тебя кисточка танцует.
В процессе рисования слежу за выбором детьми красок для изображения животных и снега.
-Чтобы Медвежонок и Ёжик себя увидели, что им надо нарисовать?
-Глаза.
-А ещё, что есть у них на мордочке?
- Нос, рот.
- Что ты,Данил, хочешь нарисовать ватными палочками?
- Снег.
- Ватные палочки держим двумя пальчиками, делаем ритмичные тычки, если не хватает краски, набираем ещё.
- Ватные палочки не моем в воде, а складываем в пустой лоточек.
- Кисточку не промываем, пока не закончим работу.
- Вот ребята, какие волшебные у нас краски, как они могут творить чудеса и как они хорошо оживляют нашу сказку.
III часть: Анализ работ.
-А теперь давайте сядем на стульчики и полюбуемся нашими картинками-иллюстрациями к сказке.
- Правда, чудесные у нас получились картинки. А какая вам из картинок нравится и почему?
- А мне обе картины понравились и Ёжик и Медвежонок. Медвежонок получился как настоящий, шерсть у него лохматая, это волшебная коричневая краска постаралась. А вот Ёжик колючий, кажется, тронешь его, и уколет иголками, тут уже серая краска нам помогла такого чудесного Ёжика изобразить.
- Как вы думаете, малыши узнают, на какой картинке Ёжик, а на какой Медвежонок?
- Да.
-Ребята, но не только краски нам помогли рассказать сказку. А ещё кто старался?
- Кисточка.
- Да помогала нам рисовать и жесткая сухая кисточка.
Но самое главное вы у меня молодцы, постарались. Картинки у вас получились очень яркие, аккуратные, красивые, а волшебные краски и жесткая кисточка вам в этом помогли. Думаю, малышам понравится наша сказка. Вечером мы с вами книгу и наши рисунки отнесем детям из младшей группы. Пусть порадуются новой сказке, которую рассказали мы и наши краски.

Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Цель : закрепить с детьми старшей подгруппы использование нетрадиционных техник рисования (рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой) .

Задачи :

  1. Закрепить умение изображать сезонные изменения в рисунке, используя различные художественные техники(стебель и листья ватными гигиеническими палочками, цветок – клеем ПВА и манной крупой) .
  2. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений, закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе (закрепить и обобщить приметы ранней весны, знания о первоцветах) .
  3. Формировать правильную осанку, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с целью снятия статического напряжения.
  4. Развиватьу детей чувство музыкального ритма, свободно ориентироваться в пространстве.

Методы и приемы :

Словесные : художественное слово, беседа, загадки, ситуации общения, повторение, просьба) .

Наглядные : показ иллюстрационного материала.

Практические : нетрадиционное рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой.

Детская деятельность : двигательная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации, альбомов о весне. Беседа о весенних изменениях в живой природе заучивание стихотворения Е. Серовой «Подснежник» , С. Маршака «Март» , «Апрель» . Чтение славянской сказки в обработки I С. Маршака «Двенадцать месяцев» . Изготовление открытки из нетрадиционного материала «Подснежники расцвели» . Рисование с использованием нетрадиционных художественных техник(пальцами, ладошками, пенопластом, паралоном, смятой бумагой, печатками из картофеля, пеной для бритья) .

Материал : 1/4 альбомного листа голубого цвета в форме проталины,шаблоны цветка, простые карандаши, гигиенические ватные палочки, клей ПВА, манная крупа, зеленая и белая гуашь, салфетки, тарелки, музыкальные произведения Чайковского «Подснежник» , Рахманинова «Мечта» .

Планируемый результат :

– сформированы навыки и умения располагать изображение на листе с учетом его пропорций

– дети овладели приемами техники рисования ватными палочками, клеем ПВА и манной крупой.

– расширился и пополнился словарный запас детей.

– закреплен навык заучивания, правильного произношения.

Развито чувство ритма, закреплен навык танцевальных движений, хоровод.

Дети врассыпную входят в зал под музыку Чайковского «Подснежник» .

Дети : – По деревне мы шагаем

И друзей своих встречаем

На товарища глядим

Другу здравствуй, говорим.

– Здравствуй, здравствуй, милый мой дружок.

Воспитатель : Здравствуйте ребята и уважаемые гости. День у нас сегодня необычный. К нам пришло много гостей. Посмотрите, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.

Под деревом сидит девочка, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на девочку.

Воспитатель : Ребята, посмотрите сюда. Кто ты и как ты сюда попала? Что тебе нужно в лесу?

Девочка : Меня зовут Настенька. Мне нужно набрать в эту корзину цветов. А прислала меня сюда за цветками моя мачеха и не велела без цветов домой возвращаться.

Воспитатель : А как же эти цветы называются?

Девочка : Я совсем забыла, как эти цветы называются, но я знаю о них загадку.

Воспитатель : Ну, что же загадывай свою загадку, а мы с ребятами попробуем отгадать.

Девочка загадывает загадку :

Приказала их принцесса

Принести зимой из леса,

Принести зимой цветы,

А какие? Помните вы?

Ответы детей.

Воспитатель : Я знаю, как помочь Настеньке. Ребята, нам нужно позвать сюда весенний месяц, а вот какой вы должны отгадать :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд,

В домик свой скворец вернулся

А в лесу медведь проснулся

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел? (Апрель) . (звуки птиц)

Входит Апрель.

Апрель : Звали меня?

Воспитатель : Да, Апрель, нужно Настеньке помочь. Мачеха ей приказала принести подснежники, но ведь подснежники распустятся только в апреле.

Апрель : Ну, что же, я вам конечно, помогу

«Что ни сутки, по минутке

День длинней, короче ночь

Потихоньку, полегоньку,

Мы прогнали зиму, прочь!»

Воспитатель : Ребята, давайте, вспомним, какие приметы весны вы знаете?

Ответы детей : (ярче светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, появляются первые весенние цветы, травка появляется, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появятся проталины, весной часто идут дожди, мокрый снег, птицы прилетают с теплых стран).

Ребята, а вы о весне стихотворения знаете?

Ребята :

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся дорожки.

Вылезайте муравьи

После зимней стужи!

Ребята :

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

(Воспитатель показывает цветок – подснежник)

Воспитатель : Ой, ребята, смотрите, какой красивый подснежник расцвел.

Девочка : Но он всего один, а мне нужно собрать целую корзину подснежников.

Апрель : И эта беда поправима. Я сейчас превращу всех ребят в маленьких волшебников, и они нарисуют для тебя много подснежников. Ведь ребята подснежники занесены в Красную книгу, их рвать нельзя. И постараемся сделать их так, чтобы нельзя было отличить от настоящих. А теперь, подойдите ко мне, я поделюсь с вами своим элементом волшебства и вы становитесь волшебниками.

Апрель прикрепляет каждому ребенку по цветочку.

Воспитатель : Ну, что же, маленькие волшебники, проходите на свои места.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель :

– Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним какой он?

Дети :

Весенний, первый, нежный, голубой, солнечный, красивый, тонкий, смелый, легкий.

Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок- подснежник.

(Дети называют части цветка.)

Воспитатель : Ребята, вы, наверное, заметили, что на столе нет кисточек? Мы с вами будем рисовать необычным способом, недаром вас превратили в волшебников. Стебли и листья вы будете рисовать гигиеническими ватными палочками, а цветы – с клеем пва и манной крупой.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте вспомним последовательность рисования подснежника. Что мы рисуем сначала, каким цветом будем рисовать стебель и листья.

Воспитатель : Давайте, приготовим наши пальчики :

Игровой массаж «Ладошка » .

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут (Медленно водить согнутым указательным пальцем по ладони)

Твоя ладошка как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)

Твоя ладошка – как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» , например «солнышко» )

Твоя ладошка – как окно.

Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми а кулак)

Твоя дорожка – как дорожка, а по дорожке ходят кошки. (осторожно переступать пальцами другой руки) .

Воспитатель : Возьмите шаблоны, аккуратненько обводите по контуру.

Работа детей.

Воспитатель : А давайте, ребята, вместе вспомним, как пробуждается подснежник.

Звучит музыка «Мечта» .

Ребята :

Подснежник проснулся

И потянулся

Солнышку улыбнулся

К земле Матушке прикоснулся

Солнышку поклонился

Счастью своему удивился

Капли росинки его умывали

Звери и птицы сразу узнали

«Подснежник проснулся-

Весну обещает»

Подснежник, подснежник

В лесу расцветает.

Продолжаем работать. Включить музыку «Мечта» .

(В конце занятия все рисунки выложить на полянку.

Отметить, что все дети с тарались, и получилась очень красивая поляна.)

Девочка : Ой, сколькоподснежников расцвело, и какие они все красивые. Ребята, вы настоящие волшебники!

Воспитатель : Ребята, а мы давайте поблагодарим месяц – Апрель за помощь. И я предлагаю вокруг нашей поляны завести весенний хоровод, который так и называется «Веснянка» .

(Дети приглашают в хоровод Настеньку и месяц Апрель.)

Апрель : Ребята, мне у вас очень понравилось, но мне пора уходить, ведь моё время ещё не настало, и я опять уступаю место законному весеннему месяцу марту. До свидания. Я скоро приду к вам.

Воспитатель : Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук.

Ребята, давайте попрощаемся с гостями, а нам пора возвращаться в группу. Там нас ждут наши любимые игрушки.

Ольга Костина

Художественно-эстетическая деятельность в средней группе .

Тема : "Сказочная птица ".

Цель : - Формировать художественно -творческие способности, эмоциональное восприятие, образное мышление детей.

Задачи :

Упражнять детей в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий, различными приемами рисования концом кисти и плашмя.

Развивать умение подбирать цвета, для передачи необходимого эффекта.

Совершенствовать чувство симметрии, ритма.

Вырабатывать у детей умение передавать настроение через рисунок посредством использования в работе необходимых художественных материалов и средств .

Воспитывать аккуратность, способность к самовыражению.

Демонстрационный материал :

Набор слайдов с необходимыми иллюстрациями, которые прилагаются к занятию ;

Аудиозапись спокойной музыки для рисования;

Образ сказочной птицы .

Раздаточный материал : необходимые художественные материалы для детского творчества (гуашь, кисти, бумага, карандаш, ластик) .

Методические приёмы :

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, рисование.

Образовательные области : Познание, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы , Музыка.

Ход занятия:

Воспитатель : Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку . А что это за сказка ? Я вам сейчас расскажу : «В далекой сказочной стране жала-была Птица-Счастья . Эта птица была не простая , а волшебная. На её прекрасном длинном хвосте были яркие, волшебные расписные перья. Когда у кого-то в сказочной стране случалась беда или кому-то нужна была помощь, прилетала Птица - Счастья на помощь , дарила волшебное перо и все невзгоды проходили. Но злая волшебница позавидовала Птице - Счастья , поймала ее и превратила в бесхвостое создание. Опечалилась птица и улетела далеко-далеко, подальше от злой волшебницы. И вот, жители сказочной страны просят нас помочь им». (Рассказ воспитателя сопровождается слайдами к тексту) .

Воспитатель :

Ребята, давайте поможем жителям сказочного леса вернуть волшебную птицу . А для этого, я предлагаю вам расписать перья для Птицы – Счастья красивыми узорами и подарить их ей. Тогда она снова сможет вернуться обратно и помогать маленьким жителям сказочной страны .

А прежде чем приступить к работе, давайте мы с вами разомнемся!

Физминутка "Прогулка по лесу"

Добрый лес, старый лес, (широко руки в стороны, повороты)

Полный сказочных чудес !

Мы идем гулять сейчас (ходьба)

И зовем с собою вас!

Жду нас на лесной опушке (присесть, медленно подняться)

Птички, бабочки, зверушки.

Паучок на паутинке (перебирать пальчиками по руке от

И кузнечик на травинке! плеча к кисти)

По тропинкам мы гуляли, (ходьба, прыжки)

По полянкам поскакали.

До свиданья, старый лес, (помахивание руками «прощание» )

Полный сказок и чудес !

Воспитатель :

Ребята я предлагаю вам рассмотреть образцы перьев, которые расписаны разными узорами. Давайте вспомним, какие приемы можно использовать, чтобы украсить перья птицы ? (Кончиком кисти, примакиванием, рисование волнистых линий и т. д.)

А перышки вы можете раскрасить, как хотите, используя все цвета радуги, но подбирайте их так, чтобы они передали ваше настроение.

Какие цвета нужно применить, чтобы передать радость, счастье? (Ответы детей) . А какие цвета необходимы для передачи грусти, печали? (Ответы детей) Можно приступать к работе.

Практическая работа.

(Фоном звучит аудио запись, настраивающая детей на работу)




Воспитатель :

Издавна в народе птицы считались предвестниками тепла и весны. Люди верили, что птицы могут принести счастье. Ребята, Птица – Счастья разузнала , что вы решили ей помочь и сама прилетела к нам в гости.

Так давайте поместим ваши волшебные перышки у неё на хвосте и загадаем желание. Пусть эта птица принесет вам счастье.

Ребята, давайте рассмотрим, какие красивые перышки у нас получились и полюбуемся ими. Птица – Счастья благодарит вас за помощь и прощается с вами, так как ей пора улетать в сказочную страну и продолжать дарить счастье её жителям.

Публикации по теме:

Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Известный ученый А. В. Запорожец указывал, что эффективность развития дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Мороженое» Программное содержание: Расширять знания детей о мороженом. Познакомить детей с питательными свойствами и видами мороженого. Закрепить с.

Конспект по художественно-эстетической деятельности в средней группе – украшение на елку «Ёлочка новогодняя». Аппликация. Тема: украшение.

План-конспект НОД по лепке «Стол» План-конспект НОД художественно-эстетической направленности

Конспект непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Закликание Весны».



Цель: развитие у детей познавательных интересов и формирование бережного отношения и любви к народной культуре Ивановского края.

Задачи:
— активизировать знания детей о народных традициях закликания весны;
— совершенствовать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
— развивать эмоциональную сферу ребёнка, его сенсорные способности;
— развивать мышление, память, воображение, мелкую моторику;
— формировать целостное восприятие народной культуры посредством разных видов музыкальной деятельности;
— воспитывать бережное отношение к миру природы.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, ноутбук, синтезатор, презентация «Закликание Весны»; народные костюмы Ивановского края: детские и взрослый, короб, народные музыкальные инструменты, солёное тесто, доски для лепки, влажные салфетки, противень, хлебные шарики (по количеству детей), солнышко, капелька, жаворонок печёный, яблоко.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме Ивановской области, в руках у неё яблоко.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте! Рада видеть вас, какие вы симпатичные, да улыбчивые. Посмотрите, что у меня в руках? Яблочко спелое, наливное совсем не простое, к кому в руки попадет, тот свое имя назовет, пропоет. Яблочко передавайте, свое имя пропевайте.
Дети передают яблоко, пропевая свое имя.

Также интересное занятие для старших дошкольников:

Музыкальный руководитель: Вижу вы ребята веселые и дружные. Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в прошлое и узнать, как жили наши предки, какие обычаи и традиции были в родном Ивановском крае. Будет в нашем путешествие и сказка и быль. А знаете ребята, как одевались люди в старину?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Девочки носили сарафаны и ситцевые платья, мальчики — рубашки — косоворотки, а женщины в нашем родном Ивановском крае ходили в сарафанах, а на голове носили кички.
Как вы думаете, в чем раньше хранили вещи?
Дети: В сундуках, коробах.

Музыкальный руководитель: Если вы будите внимательными, то и у нас в зале найдете короб.
Дети находят короб.

Музыкальный руководитель: Интересно, что в нем? Давайте заглянем. Что же в этом старинном, плетеном коробе?
Дети рассматривают предметы, лежащие в коробе.

Музыкальный руководитель: Рассмотрели? Давайте присядем и подумаем, кто мог прислать нам эти предметы? А самое главное, для чего они нужны? С чем они связаны?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Поможет нам узнать наливное яблочко. Яблоко по тарелочке катись чудо дивное появись.
На экране яблоко катится по тарелке, появляется снежное поле, на фоне музыки звучит голос: «Дорогие ребята, с вами говорю я – Весна красна, пришло мое время, но Зима не хочет уходить, заперла она меня на семь ледяных замков. Помогите мне, отыщите ключи. Чтобы солнышко пригрело, и земельку всю согрело и природа ожила. Нужно вам ребята вспомнить весенние заклички, песенки, игры-веснянки. В сундучке я приготовила для вас подсказки, которые вам помогут. Очень жду вашей помощи Весна — красна».

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Весне?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Жизнь наших предков была тесно связана с природой, со сменой времён года. После долгой суровой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны, закликали её. А узнать, как они весну зазывали, нам поможет первая подсказка.

Дети достают из короба хлебные шарики.

Музыкальный руководитель: Что это ребята? Из чего они слеплены? А какие они? (мягкие, теплые). Как вы думайте, зачем хлебные шарики?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Расскажу я вам старинный русский обычай. В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали на улицу, морозу угощенье. Да еще приговаривали:
Мороз – Красный нос, вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Люди верили, что, наевшись хлебных шариков, Мороз уйдет, и придет весна и тепло.
Дети повторяют слова (2 раза).

Звучит сказочная музыка, на экране появляется 1 ключ.
Музыкальный руководитель: Это один из обрядов закликания весны. И один из замков мы уже открыли. Что же еще лежит в коробе?
Дети достают изображение капельки.
Музыкальный руководитель: Что это?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Подобрел мороз от нашего угощения, с крыш закапали сосульки. Давайте выпрямим спины, расправим плечи и покажем, как капают сосульки.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику (кап, кап, кап)

Музыкальный руководитель: зажурчали ручейки, (болтушка языком), подул теплый ветерок.
Дыхательное упражнение «Весенний ветерок».

Музыкальный руководитель: А теперь все дружно улыбнемся, вытянем губы трубочкой как весенние капельки и снова широко улыбнемся.
Упражнение «Улыбка».

Музыкальный руководитель: От наших улыбок стало теплее, снег стал таять. На экране появляется 2 ключ.
Музыкальный руководитель: Заглянем в короб. Посмотрите, что это?
Дети достают изображение солнца.
Дети: солнышко.

Музыкальный руководитель: За долгие зимние месяцы люди соскучились по солнечному теплу. И придумали песенки-заклички. А что такое заклички?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: От слова закликать, звать. Пели эти маленькие песенки, зазывали в гости солнце красное. Наши предки обращались и к солнышку, ждали тепло и приход весны.

Давайте и мы с вами споем закличку «Солнышко»:
«Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребяток обогрей!»
Дети исполняют закличку.

На экране появляется солнышко и 3 ключ.
Музыкальный руководитель: Ярко солнышко пригревает и птицы с весною прилетают.
Посмотрите ребята, а это что?
Дети вынимают из короба печеного «жаворонка».

Музыкальный руководитель: 22марта в наши края прилетали жаворонки, люди считали, что на своих крылышках они приносят Весну. В нашем родном Ивановском крае в это время хозяйки пекли обрядовое печенье «жаворонков», а дети брали этих «жаворонков» и бежали на пригорок и под пение подбрасывали вверх.

Давайте и мы с вами сами слепим «жаворонков». А перед тем, как лепить из теста, вытрем руки влажной салфеткой.
Из соленого теста дети лепят «жаворонков».

После лепки вытирают руки салфетками.

Музыкальный руководитель: А теперь выходите, берите своих «жаворонков» и мы обыграем эту русскую традицию будем петь и подбрасывать жаворонков вверх, как делали это в старину в нашем родном крае.

Дети поют:
Жаворонушки, прилетите к нам!
Весну красную принесите нам!
Нам зима – то надоела,
И весь хлеб у нас поела.

Музыкальный руководитель: Молодцы, складывайте «жаворонков» на поднос и присаживайтесь.

На экране видео полета жаворонка, появляется 4 ключ.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте достанем еще одну подсказку.
Дети достают колокольчик.

Музыкальный руководитель: Пение жаворонка сравнивали со звоном колокольчика. Давайте ребята играть, жаворонка выбирать.
Сейчас мы считалкой выберем жаворонка.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать,
Я считаю до пяти, ну- ка жаворонок лети!

Игра с колокольчиком “Жаворонок”.

На экране появляется 5 ключ.
Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь, еще одна весенняя песенка.
На экране видео весеннего леса, звучат голоса птиц.
Музыкальный руководитель: Везде прячутся весенние песенки, даже в весеннем лесу. А кто поет песенки в лесу?
Дети: Птицы.

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, что это за птица?
Звучит стук дятла.
Дети: Дятел.

Музыкальный руководитель: Правильно, а это песня, какой птицы?
Звучит голос сороки.
Музыкальный руководитель: Молодцы, а это чья песенка?
Звучит песня жаворонка.
Дети: Жаворонка.

На экран видео весеннего леса.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, как красиво в весеннем лесу. Давайте закроем глаза и послушаем.

Релаксация.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вместе сочиним песенку весеннего леса. Посмотрите, на столе музыкальные инструменты. Назовите их.
Дети: Трещотка, ложки, свистулька, колокольчик.
Музыкальный руководитель: На каком инструменте можно изобразить песенку говорливой сороки?
Дети: На трещотке.
Музыкальный руководитель: Стук дятла?
Дети: На ложках.
Музыкальный руководитель: А звонкую трель жаворонка?
Дети: На колокольчике и свистульках.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы сами сочиним музыку весеннего леса. В лесу тишина, еще не слышно пения птиц, но вот застучал клювом дятел (ложки), вслед за ним затрещала говорливая сорока (трещотки), зазвенел в вышине жаворонок (колокольчик, свистульки). И вот в лесу зазвучал птичий хор.
Дети играют одновременно на всех инструментах, под музыкальное сопровождение.

На экране появляется 6 ключ.
Музыкальный руководитель: Русские люди были рады приходу Весны, они водили хороводы и пели веснянки! А что такое веснянка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Это весенняя песенка, которой зазывали Весну-красну. Напевали люди веснянки, зазывали к себе Весну. Радовались приходу Весны и водили хороводы. Скажите ребята, какой главный элемент хоровода?
Дети: Круг.

Музыкальный руководитель: Правильно, ведь хоровод был связан с обрядами в честь солнышка отсюда главный рисунок хоровода – круг.
А еще, какие элементы хоровода вы знаете?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Это улитка, змейка, и многие другие. Давайте познакомимся с новым для вас элементом хоровода улиткой.
Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют русский народный хоровод «Вот уж зимушка проходит».
На экране появляется 7 ключ, выходит круглое солнышко, а вокруг него ключи образуют его лучи.
Музыкальный руководитель: Ребята, сколько ледяных замков мы открыли?
Дети: Семь.

Музыкальный руководитель: Чтобы пришла настоящая вена, давайте вспомним, как мы закликали весну, что мы делали? Для этого поиграем, из ладошек сделаем корзиночки и сложим в них все, что мы сегодня делали.

Дети перечисляют: угощали мороза хлебными шариками, пели заклички солнышку, весне, лепили жаворонков, играли в игры, водили хороводы.
Звучит музыка, на экране появляется изображение Весны.
Весна: Спасибо, что освободили меня из ледяного плена. Спасибо вам за теплые денечки, чистые дождочки, шелковые травы, зеленые дубравы.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, что освободили Весну из снежных оков Зимы, совершили путешествие в прошлое и узнали о народных традициях закликания Весны в нашем родном Ивановском крае.

Название: Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в ДОУ «Закликание весны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Подготовительная к школе группа

Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» №1
Месторасположение: город Наволоки, Кинешемский район, Ивановская область