Идеи для... Подарки на... Традиции

«Почему у месяца нет платья». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта. Конспект НОД по развитию речи "Почему у месяца нет платья" план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему Вопросы д

Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

А платье-то и узко и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз пришёл месяц к портному.

Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.

Так и остался месяц без платья.

Вопросы для закрепления

Ты знаешь, как шьют одежду? Что нужно сделать для того, чтобы одежда получилась впору?

Правильно ли сделал портной, когда снял мерку с месяца? Для чего он это сделал?

Что же случилось, когда месяц пришёл за платьем?

Сколько раз приходил месяц за своим платьем? Ты догадался, почему платье для месяца всё время оказывалось ему мало?

Почему портной убежал, когда увидел месяц в третий раз?

Ты знаешь, какой бывает месяц? Попробуй нарисовать несколько картинок, как постепенно узенький месяц растёт и превращается в полную луну. А потом нарисуй, как постепенно полная луна уменьшается и превращается в узенький месяц.

А ты бы смог сшить платье для месяца? Каким бы оно у тебя получилось?

Урок по Русской грамоте Тема: Сказки народов мира. Сербская сказка. «Почему у месяца нет платья». Ненецкая сказка «Кукушка»

24.02.2016 1101 295 Хасенова Рысты Саимовна

Тема: Сказки народов мира. Сербская сказка. «Почему у месяца нет платья». Ненецкая сказка «Кукушка»
Цель:
1. Продолжить знакомство со сказками народов мира. Совершенствовать умения читать текст.
2. Обогащать словарный запас. Развивать умения определять мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью глухих букв, мягкого и твёрдого знака. Развивать умения рассуждать.
3. Воспитывать любознательность через сказку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Выставка книг (сказки народов мира), лента букв.
На доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой.

С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
И проснуться и вставать!

С каким настроением вы ребята проснулись? - А с каким настроением пришли в школу!
Я надеюсь, что хорошее настроение поможет справиться со всеми заданиями на уроке.
Но для этого, какими ещё вы должны быть?
Внимательными Сосредоточенными Дружелюбными и т.д.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
Ро, зю, бя Ты
2. Пересказ сказки «Снегурочка».
3.Работа по ленте букв.
- Какие буквы показывают мягкость согласного?
- Какие буквы показывают твёрдость согласного?
- Какие из них не имеют звука? Ъ, Ь
На доске слова. Река, Лёня, носи, день, груша, Люся, Лена, дети, очки, робот, месяц, луна.
Работа в тетради.
- Записать только те слова, в которых все согласные мягкие (письмо с комментированием).
- Составить и записать предложение со словами дети. (Фронтальный опрос).
Дети пришли в школу.
- Подчеркнуть твёрдые, мягкие согласные. - Разделить на слоги, поставить ударение.
физминутка
III. Работа по новой теме.
1. Отгадайте загадку. «Рогатый, а не бодается». А отгадка находится среди слов записанных на доске.
2. Обратимся к набору слов.
В этом слове содержится звук всегда твёрдый. Месяц.
Интонирование слова в тетрадь
Словарная работа. Месяц – это ……
Рассмотреть рисунок в учебнике.
- В какое время суток можем увидеть месяц.
- Кому довелось видеть месяц?
3. Чтение сказки. «Почему у месяца нет платья?» с.138
Первичное чтение учителем.
- Почему на каждой примерке платье было мало месяцу?
- Кто догадался во что превратился месяц?
Загадка.

Над домом у дорожки
Висит кусок лепёшки (Луна).

С чем сравнивается луна? (Интонирование слова луна).
- Отгадать загадку в букваре. - С чем сравнивается месяц?
Повторное чтение учащимися по цепочке.
В тетради по чтению сделать зарисовку. Месяца и луны.
Что бы ты сделал на месте портного? (ответы детей). физминутка
Обобщение по сказке.
- Что сказочного, необычного произошло?
- Какой образ дан месяцу?
- Может ли это произойти в реальной жизни?
- Почему?
4. Чтение сказки. «Кукушка» с.140
Первичное чтение учителем.
Беседа по содержанию сказки.
-Какое настроение вызывает эта сказка?
-Придумай свой конец сказки.
Итог урока.
С какими сказками познакомились?
Что узнали нового?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
– Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, –
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
– Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, –
Я, по правде сказать, не пойму…
Ладно! Новую мерку сниму.


Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц – гуляка ночной –
Стал тем временем полной луной.


Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
– Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
– Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.
Да не месяц, а тоненький серп –
В это время он шёл на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.


Весь затрясся от гнева портной:
– Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье – пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!

стих Маршак С.Я. Иллюстрации

Ленивая Арина

Жил- был мужик Иван да жена Арина. Послал он ее в поле рожь жать.
Вот Арина пришла на полосу, выжала такое местечко, чтоб можно было одной улечься; улеглась, выспалась хорошохонько и отправилась домой, будто и впрямь потрудилась- поработала.
— Что, жена,- спрашивает муж,- много ли сегодня выжала?
— Слава тебе господи, одно местечко выжала.-
« Ну, это хорошо!- думает мужик.- Одна полоса, значит, покончена».
На другой день опять пошла Арина в поле, выжала местечко и проспала до вечера; и на третий день- то же самое, и на четвертый- то же самое; так всю неделю и проволочила.
Пора, думает мужик, за снопами в поле ехать.
Приезжает- а рожь стоит вся нежатая; кое- где, кое- где выжато местечками, да и то такими, что только человеку улечься. Стал жену искать и видит: лежит она на одном местечке да так- то храпит!
Мужик сейчас домой, захватил ножницы, воротился на жниву, остриг свою бабу наголо; сделал все это и воротился на деревню.
Вот Арина спала, спала, да, наконец, и проснулась; хватилась рукой за голову и говорит сама себе;
— Что- той попритчилось! Кажись, я- Арина, а голова не моя! Пойду домой; коли собака залает, так я, значит, не Арина.-
Пришла на деревню прямо к своей избе и спрашивает под окошком:
— Что, ваша Арина дома?-
Муж смекнул и говорит ей:
— Дома!-
Тут вылезла из- под ворот собака, не признала хозяйки и бросилась на нее словно на чужую; так за полы и хватает. Арина бегом да бегом, как бы только живой от своего дома уйти!
И пошла она бродить по полю. Мужик сжалился, простил ее, и с той поры стала Арина жать бесхитростно.

Лења Арина
(руска шаљива прича)

Живели сељак Иван и његова жена Арина. Једнога дана посла Иван жену на њиву да жање раж.
Арина дође на штрафту, пожње један део, како би могла да прилегне; леже, поштено се наспава и оде кући као да заиста цео дан проведе радећи.
— Како је, жено,- упита муж,- јеси ли данас доста пожњела?
— Хвала Господу Богу, један добар део пожњех!
„ То је добро!“, мишљаше сељак. „ Једна штрафта је, значи, завршена“.
Другога дана опет оде Арина на њиву, пожње још један комад и одспава до увече; и трећега дана уради тако, и четвртога дана исто тако; тако продужи целу недељу.
„ Време је“, мишљаше сељак, „ да пођем на њиву да покупим снопље“.
Дође и, гле, затече непожњевену раж; ту и тамо неки делови беху пожњевени тако да човек може добро да прилегне. Поче да тражи жену и стаде: лежаше она на једном пожњевеном месташцу, и хрче ли, хрче…
Сељак отрча кући, дохвати маказе, врати се на стрњиште, и остриже жену до голе коже. Уради тако и врати се у село.
А Арина, спава ли, спава, па се најзад пробуди. Ухвати се за главу и самој себи рече:
„ Шта је ово? Који је ово ђаво? Чини ми се да сам ово ја- Арина, али глава није моја! Поћи ћу кући. Ако пас залаје, то је
Дође у село, право својој кући, па упита под прозорчићем:
„ Хеј, је ли ваша Арина код куће?“
Муж се досети у чему је ствар па јој рече:
„ У кући је“.
Излете тада пас испод врата, не препознаде газдарицу, па се баци на њу, хватајући је за скуте. Арина побеже главом без обзира само да се жива извуче из своје куће.
Лутала је тако Арина по пољу и по њивама. Сељак се сажали и опрости жени. Од тог времена Арина поче да жање вредно и приљежно.

Старик- годовик
(русская сказка)

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик- годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик- годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик- годовик третий раз- полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик- годовик четвёртый раз- и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая- черная. Махнет птица раз- станет светлым- светло, махнет другой- станет темным- темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Старица – година
(руска бајка – загонетка)

Изађе старица – година. Стаде да маше рукавом и да пушта птице. Свака птица имађаше посебно име.
Замахну старица – година први пут. Полетеше прве три птице. Настадоше студен и мраз.
Замахну старица – година други пут. Полете друга тројка. Снег се отапаше. На пољима цветићи помаљаху своје главице.
Замахну старица – година трећи пут. И полете и трећа тројка. Настаде врелина, жега, спарина. Сељаци почеше да жању раж.
Замахну старица – година четврти пут. И полетеше још три птице. Задува хладан ветар, често се просипаху кише, залегоше магле.
Птице бејаху необичне. Свака имађаше по четири крила. У сваком крилу беше по седам пера. И свако перо имађаше своје име. Једна половина пера беше – бела, а друга половина беше – црна. Замахну птица једном – постаде светлим – светло. Замахну птица други пут – постаде тамним – тамно.
Шта то остаде иза птица које излетеше из рукава старице – године?
Каква су то четири крила у свакој птици?
Каква су то седам пера у сваком крилу?
Шта значи то што је у сваком перу једна половина бела, а друга црна?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье – то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной – идет по небу круглый месяц, вдвое шире, чем платье, которое он для него сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да и не нашел.
Так и остался месяц без платья.

Зашто месец нема одело
(руска бајка – легенда)

Реши месец да сашије себи одело. Кројач му узе меру и седе да шије. У договорено време дође месец по одело. Али, одело беше – уско и кратко.
— Очигледно, ја погреших, — рече кројач. И поново седе да шије. У договорено време дође месец по одело. Опет одело беше мало.
— Очигледно, опет ја погреших, — рече кројач. И поново стаде да кроји и да шије. И трећи пут месец дође кројачу. Угледа кројач како по небу иђаше округли удвостручени месец у оделу ширем него што беше одело које за њега саши. И шта сад да ради кројач? Поче да бежи. Тражаше га месец, тражаше, али га не нађе.
Тако месец остаде без одела.

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по развитию связной речи. Пересказ сказки «Почему у месяца нет платья».

Цель: Развивать связную речь. Активизировать речь детей новыми словами и выражениями: молодой месяц, полнолуние, портной, снял мерку, узко и коротко, вдвое шире. Расширить представление детей о луне и месяце. Познакомить с работой портного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 Кировского района

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в образовательной области

«Речевое развитие»

в средней группе
«Почему у месяца нет платья»

воспитатель: Чучман А.А.

Санкт – Петербург

2016 г.

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по развитию связной речи. Пересказ сказки «Почему у месяца нет платья».

Цель: Развивать связную речь. Активизировать речь детей новыми словами и выражениями: молодой месяц, полнолуние, портной, снял мерку, узко и коротко, вдвое шире. Расширить представление детей о луне и месяце. Познакомить с работой портного.

Предварительная работа: Наблюдение за луной и месяцем.

Материал: Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», плоскостные фигуры месяц и луна, картинка -портной, разные платья, фланелеграф.

Ход деятельности

Ребята, отгадайте мою загадку.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин

Миновали две недели

Апельсина мы не ели

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(луна)

Молодцы! Луна какая? (…)

А месяц какой? (…)

Воспитатель показывает на фланелеграфе:

Сначала месяц очень тонкий, говорят про него – молодой, каждый день по чуть – чуть растёт, через несколько дней он похож на пол круга, а ещё через несколько дней его называют луной. Это явление называют полнолунием. Повторите (…)

Потом луна начинает убывать и с каждым днём становится всё тоньше и тоньше, пока совсем её не будет видно.

Я вам прочитаю сказку, послушайте её.

/Воспитатель читает сказку/

Про кого эта сказка? (…) про месяц и портного

Что захотел месяц? (…) сшить себе платье

Кого он попросил сшить платье? (…) портного

Портной снимает мерки, кроит и потом шьёт одежду.

Давайте ещё раз послушаем эту сказку.

/Воспитатель читает сказку с выделением интонацией слов: узко и коротко, вдвое шире, несколько дней./

Каким был месяц, когда он впервые пришёл к портному? (… молодым и тоненьким)

Почему платье месяцу не подошло? (…он стал больше)

Как сказал портной про первое платье? (… оно узко и коротко)

Что говорил портной, когда видел, чтоплатье не подходит месяцу? (…видно, я ошибся)

Что случилось, когда месяц пришёл через несколько дней за вторым платьем? (… оно опять было мало)

Как сказал портной про месяц, когда было готово третье платье? (… месяц стал луной, вдвое шире, чем был)

Чем закончилась сказка? (… портной убежал, и месяц его не нашёл)

Молодцы, всё запомнили!

А теперь давайте заглянем в гости к месяцу.

Физкультминутка

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (Ходьба)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой)

Послушайте, как можно рассказать эту сказку.

/Воспитатель рассказывает сказку, используя показ сказки на фланелеграфе/

Кто хочет попробовать начать рассказывать эту сказку?

/Ребёнок начинает рассказывать, воспитатель ему помогает/

Кто продолжит? (…)

Кто расскажет конец сказки? (…)

Молодцы!

/В случае без проблемного пересказа спросить всю сказку у 2-3 детей/

После пересказа можно предложить детям задания на развитие графических навыков по типу: «раскрась луну и месяц», штриховка.