Идеи для... Подарки на... Традиции

Риски возникновения игровой зависимости у ребенка. Что делать, если ребенок - компьютерный игроман: руководство для родителей. Что такое игромания

Психологи и педагоги бьют тревогу: зависимость детейот компьютерных развлечений набирает устрашающие масштабы, а последствия болезненной предрасположенности плачевные. Общество относится слишком снисходительно к данной проблеме, но негативное воздействие компьютерных игр на психику подрастающего поколения попросту недооценивают. Специалисты сравнивают увлечение Интернетом с наркотическим допингом. Впоследствии это может обернуться более страшными диагнозами, требующими серьезного лечения: депрессии, выгорание, потеря интереса к жизни, атрофирование чувств, суицидальные наклонности и пр. Как предотвратить беду, рассмотрим сегодня в нашей статье.

Причины игровой зависимости у детей

Зависимость от компьютерных игр возникает не на пустом месте. Психологи считают, что каждый ребенок увлекается виртуальным миром по нескольким причинам. Зная природу этой зависимости, легче понять детей и, по возможности, найти альтернативы в реальной жизни.

1. Признание

В каждой компьютерной игре заложен соревновательный момент. Есть цель, несколько путей ее достижения, соперники, бонусы и награды. Любой ребенок хочет чувствовать себя чемпионом, лидером, героем, и виртуальный мир дает им это ощущение славы и успеха. Особенно жаждут признания дети с низкой самооценкой, которые в реальности не могут похвастаться значимыми достижениями и талантам.

2. Безопасность

Интернетный мир стабилен, безопасен и понятен детям. Там все прописано и регламентированно. Там нет насмешек, проблем с коммуникацией, порицаний и упреков. В виртуальной среде дети ищут комфорта и чувства защищенности от внешних проблем. В вымышленной среде они могут все контролировать, в отличие от реальности, где нередко многие из них вынуждены жить в неблагополучных семьях.

3. Равноправие

Прибежища в цифровом мире ищут подростки, испытывающие проблемы с социализацией. Особенно, если они подвергаются издевкам в школе и прессингу дома. Компьютерные игры, как правило, позволяют всем участникам сохранять анонимность, а потому в виртуальности все игроки равны, независимо от возраста и социального положения. Этот аспект для многих является предопределяющим и позволяет им общаться и взаимодействовать с другими без барьеров и комплексов. По этой причине компьютерными играми увлекаются и люди с инвалидностью. В онлайн-играх все участники объединяются в команды и группы по общим интересам. В виртуальной плоскости они общаются, заводя дружбу, чувствуют себя полноценными членами узкого круга общества.

4. Радость

Компьютерная графика всегда интересная и яркая. Детей привлекает увлекательный сюжет, история, которую они переживают, как герои фильмов. В реальной жизни слишком много скучного и рутинного, а в Интернете всегда весело: приключения, музыка и красочные декорации. Следовательно, гормон радости, который вырабатывается во время виртуальных переживаний, становится наркотиком, за которым хочется возвращаться вновь и вновь.

Опасные последствия зависимости

  • Компьютер может заменить ребенку реальный мир, сделав его замкнутым и асоциальным человеком без реальных друзей и увлечений.
  • Подросток способен на агрессивные действия в случае отсутствия доступа к Интернету и любимым играм. Это чревато срывами, истериками и психическими расстройствами.
  • Ребенок совершенно теряет ощущение ответственности за поступки и решения, поскольку в виртуальной среде всегда есть функции «сохраниться», «отменить действие» или «начать заново».
  • Ухудшение здоровья и процессов физического развития неизбежны, если ребенок все время проводит в сидячем положении, без движения и свежего воздуха, забывая про сон и еду. Как следствие: сутулость, отсутствие мышечной массы, головная боль, слабый иммунитет, бессонница, хроническая усталость, проблемы с позвоночником и пр.
  • Резкое снижение успеваемости в школе и ухудшение отношений с домочадцами.

Признаки детской компьютерной зависимости

Родители детей от 8 до 16 лет должны быть особенно бдительными и обращать внимание на самые явные признаки зависимости ребенка от времяпровождения в виртуальной реальности. Если заметите хотя бы один из них, не игнорируйте и срочно принимайте меры.

1. Ребенок перестает интересоваться происходящим вокруг него и всецело поглощен цифровой реальностью. Планшет, мобильный телефон или компьютер становятся для него единственным способом времяпровождения. При любой возможности он погружается в цифровой мир, игнорируя другие способы занять свободное время.

2. У подростка нет реальных друзей, с которыми бы он отпрашивался погулять или приглашал их к вам домой. Если он и выбирается к кому-то из сверстников, то с единственной целью – вместе сразиться в очередном раунде виртуальных игр.

3. Ему свойственны резкие перепады настроения: то бурный восторг, то гнев и раздражение. Причина одна – победа или проигрыш в компьютерных баталиях.

4. Ребенок забывает о приемах пищи или сознательно отказывается от еды из-за очень напряженной ситуации в игре.

Группы риска

По наблюдениям специалистов, дети, растущие в благоприятной, здоровой атмосфере, окруженные вниманием родителей, занятые кружками, секциями, домашними обязанностями, менее ориентированы на компьютерные увлечения. Посему в группе риска, чаще всего, оказываются:

1. Дети, родители которых поглощены работой или по другим причинам редко бывают дома. Как правило, такие подростки предоставлены сами себе, лишены родительского надзора и общения;

2. Дети, привыкшие к роскоши в силу того, что родители ведут далеко не безбедный образ жизни и ни в чем не отказывают своим отпрыскам;

3. Выходцы из семей, где родители совершенно не занимаются воспитанием ребенка, не участвуют в его жизни и отстраняются от воспитательных обязанностей.

4. Дети, родители которых сами поглощены Интернетом и гаджетами.

  • Прежде всего, никогда не выпускайте ребенка из внимания. Всегда наблюдайте за его поведением и эмоциями. Мягко пытайтесь выяснить причины, по которым он бывает расстроен и агрессивен.
  • Проявите интерес к играм, которыми увлечен ваш ребенок. Расспросите о правилах, тактиках, секретах маленького геймера. У вас появится общий интерес, а вы всегда будете со своим чадом на одной волне. Ребенок же почувствует через вас связь с реальным миром, и ваша доверительная связь станет крепче.

  • В более запущенных случаях лимитируйте пребывание детей за компьютером. Также установите правила, при каких условиях и когда ребенку можно играть. Игры не должны быть в ущерб учебе, обязанностям по дому, прочим важным занятиям.
  • Больше времени проводите вместе с ребенком. Старайтесь, чтобы это был насыщенный общением и приятными событиями досуг. Покажите своему чаду, как интересен и многообразен может быть реальный мир, и сколько в нем земных радостей и удовольствий, доступных без вайфая.

Игровая зависимость в детском возрасте развивается намного стремительнее, чем традиционные зависимости взрослых от азартных игр, табака, алкоголя или наркотиков. Родителям следует быть всегда на чеку и держать ситуацию под контролем. Если нет возможности делать это лично, поставьте на ПК соответствующие приложения, лимитирующие пребывание детей в Сети. Но важнее всего – живое общение и достойные альтернативы компьютерным увлечениям: спорт, активные игры, хобби, прогулки с животными и прочие занятия, наполняющие жизнь радостью и реальными ощущениями.

– Наталья Валерьевна, что такое игровая зависимость у подростков с медицинской точки зрения?

Наталья Шемчук

– Игровая зависимость – это патологическое влечение к азартным играм – психическое расстройство. В Международной классификации болезней (МКБ-10) она отмечена в разделе «расстройства привычек и влечений».

Пока подростки не внесены в этот реестр: в 1996 году, когда создавалась МКБ-10, подростковой игровой зависимости, возможно, не существовало. Скоро появится новое издание, МКБ-11, и я уверена, что в ней уже будет рубрика, посвященная интернет-зависимости у детей и подростков.

Игровая зависимость схожа по клинической картине и причинам возникновения с химическими, но в случае с игроманией отсутствует химический агент.

Необходимо заметить, что нехимические зависимости достаточно разнообразны, наиболее часто возникающие внесены в тот же раздел, а именно – пиромания (страсть к поджогам), клептомания (страсть к воровству без умысла обогатиться), трихотилломания (навязчивое и непреодолимое выдергивание волос) и т.д. Зависимостей много, наиболее распространенных из них три: алкоголизм, наркомания, игровая зависимость. Две из них являются зависимостями от психоактивных веществ.

Кстати, при лечении химических зависимостей физическую зависимость снять легко. То есть – убрать стремление организма получать конкретное химическое вещество. А вот с психологической составляющей, воспоминанием человека о том, как он мог войти в другой мир, не реальный, и уйти от проблем, – очень сложно работать.

– Вы сказали про азартные игры, но ведь в компьютерные игры играют чаще всего не на деньги?

– Да, у них нет так называемой монетарной зависимости, их влечение не несет материального поощрения. У них зависимость эмоциональная и психологическая, которая затем, если у ребенка, подростка есть «патологическая почва», развивается в серьезнейшую патологию. Монетарный механизм тут уже не важен.

– Каковы последствия игромании для человека?

– Как у любой другой зависимости, в том числе химической. Они – чудовищные. Мелькание экрана, резкие звуки во время игры влияют на биоэлектрические потенциалы мозга. Если у ребенка когда-то в детстве была гипоксия (любой этиологии), лунатизм, то это при игре по пять-семь часов в день может привести и к эпилептическому припадку.

На фоне игромании может развиться психоз, психоэмоциональное возбуждение, когда дети могут драться с родителями, разбивать все вокруг – это угроза самому ребенку и окружающим. О потере связи с социумом, деградации и прочем, думаю, и говорить не стоит – это всем известно.

– Но ведь нельзя же в современном мире ребенка оградить от компьютера и компьютерных игр?

– Да, конечно, мы не можем сейчас их оградить: технологии развиваются, и компьютер, конечно, приносит не только вред. Все зависит от качества информации, получаемой ребенком, от того, какие функции используются им на компьютере, с какого возраста. А также от того, сколько времени проводит подросток или ребенок за компьютером.

Когда я начинала работать с зависимыми от азартных игр, у нас считалось, что проводить больше двух часов за компьютером подросткам нельзя. Патологией считалось, если ребенок находился у монитора больше четырех часов в сутки. Сейчас наши зарубежные коллеги эти границы расширили (учитывая учебные материалы, которые школьники ищут в интернете, и прочее) и утверждают, что мы можем говорить о патологической зависимости, если подросток более пяти-семи часов находится у компьютера.

В стрессе ребенок начинает искать выход

– Как все начинается?

– Знакомство ребенка с компьютерным устройством начинается с познавательных программ, развивающих игр.

Потом дети идут в школу. Границы социума расширяются, и появляются сверстники, которые знают другие игры, более затягивающие, более агрессивные. Начинается обмен играми. В этот момент может произойти что-то негативное для ребенка. Допустим, он плохо находит общий язык с учителем, в классе у него возникают трудности с общением.

Замкнутые дети, или просто испытывающие трудности с общением, находят утешение и самоутверждение, проводя время за играми: там они переживают все свои самые лучшие и яркие эмоции.

Как только ребенок, его организм, его душа понимает, что там ему комфортнее, он всячески стремится уйти в этот виртуальный мир, где он чувствует себя и героем, и защищенным.

Особенно опасны сетевые игры. В сетевых играх ребенок находит друзей. Пусть у них «ники» – почти собачьи клички, но он воспринимает их именно как друзей, с которыми он занимается одним делом. Начинается с этого, а дальше – природа. К сожалению, только 30% из играющих – это ребята абсолютно здоровые.


– А остальные?

– В медицине, в психиатрии есть такое понятие – «неблагоприятная почва». Это означает, что еще до возникновения минимальной увлеченности компьютерными играми у детей были явные или скрытые проблемы со здоровьем (неврологические или психические).

Какие-то заболевания передались им генетически, а какие-то были получены в процессе внутриутробного развития, во время травмирующих родов, полученных травм головы и т.д. И вот на такой «подходящей почве» легко может возникнуть патологическая зависимость.

В таких случаях все нужно дифференцировать с детским психологом, с детским или подростковым психиатром. Определение биологической причины игромании позволит помочь психологам работать с проблемой более продуктивно. И высококвалифицированные психологи это отлично понимают. Ведь, кроме поучений и каких-то психологических моментов научения жизни без компьютера, необходимо еще и лечение основного заболевания. Проблема в том, что родители, которые обращаются за помощью (если они обращаются, спасибо им большое), не хотят принимать того, что у ребенка не все в порядке, они говорят: «У нас ребенок здоров, никаких лекарств не надо».

У нас все боятся психотропных лекарств. Между тем «тропность» означает предпочтение, то есть эта группа лекарств «благосклонно» относится к душевным расстройствам. К этой группе лекарств также относятся и любимые всеми препараты, улучшающие питание и кровообращение мозга. Порой бывает достаточно просто назначить именно эти препараты для того, чтобы снять тревогу у пациента, и дальше уже – начать занятия с психологом.

– То есть при лечении игровой зависимости нужна медикаментозная поддержка?

– Да, для лечения уже возникшего процесса и при условии выявления нарушения психики – я убеждена в этом. Индивидуально, в зависимости от каждого случая.

– 30% – это полностью здоровые ребята, которым ничего в этом смысле не угрожает?

– Есть социально-психологические проблемы, о которых мы уже начали говорить. Взрослые часто начинают играть после перенесенного стресса, например, стрессом у отцов может быть даже рождение первого ребенка.

У детей может быть стресс, например, когда ребенок не очень хорошо знает математику, ему не помогают, он не признается, что не понимает, и начинает замыкаться. Учительница начинает делать ему резкие замечания, ученики в классе смеются – всем известная детская жестокость. Если он попадает в эту ситуацию, то может начать играть, чтобы заглушить свои внутренние переживания. Это самый простой пример, а стрессов у ребенка и подростка – хватает.

Все мы знаем о подростковой любви, которая всегда переносится тяжело…

Вообще, любой человек в стрессовой ситуации рано или поздно начинает искать выход, и не обязательно плохой. Было бы правильно, если бы родители в этот момент были рядом. И помогли найти выход ребенку. Если, например, в этот момент девочка начнет заниматься танцами – это тоже будет выход. Но проще дома включить компьютер.

Бунт «хороших детей»

– Бывает, что игроманией начинают страдать хорошие дети, не обделенные родительским вниманием…

– Когда начинают играть в нашем социальном понимании хорошие дети – это реакция протеста. Не секрет, что родители часто за детей принимают решения даже в ситуации выбора профессии.

Нередко родители решают за ребенка, куда он пойдет учиться. Я очень часто сталкиваюсь в своей практике с ситуацией, когда у ребенка, может быть, еще нет четкого определения, кем бы он хотел стать, но ему тяжело, допустим, дается математика. Но родители решили, что он пойдет в технический вуз (династия, смогли договориться, есть военная кафедра и тому подобное). Они видят в нем инженера, к примеру, и настаивают.

Ребенок сдает экзамены и идет учиться. Обычно такое обучение заканчивается через три-четыре месяца, но он по-прежнему ходит в институт, а на самом деле – начинает играть. Он уходит из реальности, выражая так внутренний протест. Протест – это же не всегда, когда ребенок топает ногами и ругается.

Внутренний протест страшнее, его внешне можно не увидеть.

– Вы упоминали о том, что зависимость может передаться от родителей. То есть папа играет, и сын станет играть?

– Не обязательно папа именно игроман. Есть неблагополучные семьи, где отец сильно злоупотребляет алкоголем, и тогда мама говорит: «Сынок, ты видишь, что происходит? Ты должен это запомнить, тебе нельзя употреблять алкоголь ни в каком виде, потому что у папы зависимость и, не дай Бог, ты тоже станешь зависимым». Ребенок понимает, что ему нельзя это делать – употреблять алкоголь.

А зависимость никуда не делась, она есть в генах. Если ему на пути встретилась компьютерная игра, то его ген зависимости нехимически проявится в игре. Поэтому нужно настраивать ребенка иначе: «Папа слабый, у папы слабая воля, поэтому, чтобы с тобой не случилось такого, сынок, давай с тобой займемся спортом, займемся общественным трудом, волонтерством, чтобы стать сильным, благородным, научиться помогать себе и другим людям».

– Обычно психологи говорят, что ребенок должен быть занят, у него должно быть много увлечений, и тогда шанс увлечься «плохим» минимален. Но, оказывается, это тоже не всегда работает: ребенок вроде бы занят, ходит на разные кружки, а потом оказывается зависимым от компьютерных игр?

– Его нагрузили – это правильно. Но ему должна нравиться эта нагрузка, и он должен понимать, для чего она.

Отправили на танцы, образно говоря, для того, чтобы у него была хорошая походка, хорошая осанка, чувство ритма, которые ему в жизни пригодятся. Если его отправили на иностранный язык, он должен понимать, для чего ему нужен этот иностранный язык. Когда это просто цепь обучений и развлечений без всякой цели, то все равно человек задается вопросом: «Для чего я все это делаю?» И в этом графике в любом случае должны быть два часа, если он хочет, на какие-то занятия на компьютере. Понятно, что речь о школьниках.

Ведь сегодня дети даже задания друг другу отправляют с помощью социальных сетей.

Совсем лишать компьютера ребенка нельзя: запретный плод всегда сладок.

Никогда нельзя наказывать «отлучением от компьютера»: «Если ты получил двойку, ты сегодня не будешь играть на компьютере». Это вызовет как раз протест.

Компьютер с большим экраном и самый простой телефон

– Про запретный плод. Допустим, ребенку спиртное дают попробовать лет в 16. В каком возрасте должно начинаться знакомство с гаджетами?

– Думаю, когда ребенок идет в первый класс. До поступления в школу он должен знать, что такое компьютер, уметь им пользоваться. Повторяю, компьютер с большим хорошим экраном – никаких планшетов! Они, кстати, могут катастрофически снижать зрение.

Вместо планшетов и смартфонов – самые простые телефоны, чтобы можно было связаться с родителями и чтобы там не было игр.

Когда родителям нужно бить тревогу, что есть риск появления игромании?

– Это определяется достаточно легко. Допустим, у ребенка есть выделенное время для занятий на компьютере. К нему приходит мама, папа, няня и говорит, что все, на сегодня хватит, а он начинает нервничать. Эффект потери чего-то – волноваться, даже в каких-то случаях грубо отвечать. В этой ситуации можно побеседовать с ребенком, с психологом: выяснить, почему он хочет играть больше, какие у него для этого есть причины.

– Кто больше подвержен игровой компьютерной зависимости – мальчики или девочки?

– У нас есть статистические данные западных исследователей, но, думаю, ситуации схожи. Из девочек 30% увлекаются компьютерными играми настолько, что это может представлять опасность. Из мальчиков – 70%. В моей практике (я больше занималась взрослыми) женщин было всего 3% на выборке 350 человек. Женщине всегда есть чем заняться, отвлечься, например созиданием, даже если это трехлетняя девочка.

– Есть ли данные, дети из каких семей больше страдают компьютерной зависимостью – из многодетных, из семей, которые воспитывают одного ребенка?

– Насчет многодетных семей или семей с одним ребенком сказать сложно – здесь нет никакой корреляции.

Кстати, нет никакой корреляции между полными семьями и семьями, где ребенка воспитывает одна мама, один папа.

Можно заметить, что чаще компьютерная зависимость наблюдается в семьях, где явно прослеживаются гиперопека или гиперпротекция.

– А что касается благополучных и асоциальных семей?

– Тоже нет корреляции. В асоциальных семьях, кстати, если у ребенка нет генетической предрасположенности, он может стараться приложить усилия, чтобы не стать таким, как его асоциальные родители.

Рассказ, что у алкоголиков обязательно будет ребенок-алкоголик – неправда. Я не защищаю асоциальные семьи, просто хочу разрушить существующий миф.

Поэтому неважно, семья благополучная или неблагополучная – риск появления игровой зависимости больше зависит от ребенка, его личностных характеристик, его взаимоотношений с социумом, с окружением.

Игровая зависимость — это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде патологического влечения к азартным играм (казино, игровые автоматы, онлайн – игры, букмекерские конторы «ставки на спорт», компьютерными играми).

Актуальность проблемы

В последнее время среди подростков широкое распространение сетевые игры. В мире известны летальные случаи (в основном среди несовершеннолетних) после многочасовых или многосуточных игр. Виртуальный мир настолько сильно захватывает человека, что он уже не хочет общаться с близкими и друзьями, боится вербального общения, ему гораздо легче это делать на расстоянии. Компьютерные игры сильно воздействуют на психику человека, что он не может потом найти замену своей любимой игре. Геймеры очень часто не признают свою зависимость.

Немецкие исследователи считают игровую зависимость такой же тяжелой болезнью, как наркомания и алкоголизм, хотя официальная медицина это не признала как болезнь, и не внесла в МКБ-10.Велись длительные дебаты среди врачей, но в настоящий момент считается, что игромания не опасна для общества.

По наблюдению психиатров геймеры отказываются от нормальной еды, не общаются с друзьями, у них нет личной и половой жизни, они бросают учебу и работу ради игры, у них повышена агрессивность и имеется склонность к насилию.

По мнению некоторых психологов, опасными для психики человека являются «ролевые» компьютерные игры, где человек входит в мир игры и уже отождествляет себя с компьютерным героем, теряет свою индивидуальность и интерес к жизни. В «ролевых» компьютерных играх отсутствует элемент азарта.

У людей с игровой зависимостью наблюдается снижение настроения, плохое самочувствие, повышен уровень тревожности, признаки астенизации организма, повышение возбудимости нервной системы, происходит социальная дезадаптация человека.

Наблюдая за поведением некоторых «троллей» западные неврологи приходят к выводу, что современная молодежь деградирует, у многих подростков наблюдаются признаки деменции.

Игровая зависимость или патологический гемблинг приводят к обнищанию человека, разрушению его социальной и семейной жизни, в некоторых случаях даже к суициду.

Причины

  • некоторые люди начинают играть из любопытства, за компанию;
  • «чтобы отключить мозги» и на время уйти от бытовых проблем, освободиться от однообразия, уйти от скуки и одиночества;
  • неудовлетворенность жизнью, нереализованность в личном и профессиональном плане;
  • сексуальная неудовлетворенность;
  • незрелость психики у подростков и детей;
  • желание в очередной раз испытать состояние «игрового транса»;
  • один из легких способов получения денег;
  • азарт, желание испытать удачу.

Признаки

Существует два типа игроков: одни играют эпизодически, позволяют себе проиграть определенную сумму в казино или в игровых автоматах, другие входят в состояние игрового транса, теряют счет времени и деньгам.

Игровой транс — это один из видов измененного сознания, когда человек входит в виртуальный мир, полностью забывает о том, что его волновало в реальной жизни. В состоянии игрового транса в организме человека выбрасывается значительное количество нейрогормонов, в результате чего он испытывает множество острых эмоциональных ощущений. Он играет до тех пор, пока не закончатся деньги или он обессиленный не упадет возле компьютера или игрового автомата.

После очередного большого проигрыша, человек сам себе и окружающим клянется, что больше никогда не будет играть, даже близко не подойдет к казино, автомату или компьютеру. Но через некоторое время он чувствует непреодолимое желание испытать состояние игрового транса. Некоторым патологическим игрокам становится обидно, что они проиграли большую сумму денег и в очередной раз они пытаются отыграться, искренне веря, что в этот раз им обязательно повезет.

Состояние игрового транса можно сравнить с зависимостью от наркотических и психотропных веществ. У человека развивается очень сильная тяга к азартным играм, теряя интерес к реальным жизненным событиям. Чем выше денежная ставка в игре, тем более сильные эмоции испытывает игрок. Многие игроки стремятся не только к легкой наживе, для них очень важно доказывать себе и окружающим, что они лучше, сильнее, умнее, талантливее.

Победа в игре – как символ власти и способности побеждать. Некоторые геймеры являются в жизни успешными бизнесменами, с хорошим образованием и воспитанием, проявляют во всем свою деловитость, соревновательность.

Достигая успеха в игре, человек чувствует полноту жизни, ощущает моральное удовлетворение.

Стадии


Даже в этой стадии взрослому человеку трудно признаться себе и окружающим в своей игровой зависимости.

Симптомы

Лурдоманы выглядят бледными, истощенными, с синяками под глазами, раздражительны, суетливы, малоразговорчивы. Патологические игроки постоянно озабочены, где взять деньги для очередной игры. Родственники игрока могут заметить, что он стал более замкнутым, раздражительным, плохо спит, контролирует все расходы в семье, скрывает свои доходы, прячет деньги, занимает у друзей, берет кредиты.

В некоторых семьях взрослые игроманы могут воровать деньги у родственников, выносить и продавать бытовую технику, ценные вещи. Игроки часто проводят свободное время вне дома, ссылаясь на сильную профессиональную занятость, становятся изворотливыми, постоянно обманывают близких людей. Патологическая страсть обнаруживается, когда человек пришел к огромному финансовому краху.

Многие игроки пытаются отыграть то, что потеряли, но это им, как правило, не удается. Игровая зависимость у взрослых людей приводит к депрессии, преступлениям, распаду семьи, самоубийству.

Зависимость от игровых автоматов появилась несколько десятков лет назад. «Однорукие бандиты» с мигающими лампочками, музыкой, крутящимися барабанами разорили тысячу людей, разрушили большое количество человеческих жизней. Патологические игроки часто признаются, что они могут идти по улице и совершенно не думать об игре, но в какой-то момент они оказываются возле игрового автомата, где проигрывают последние деньги. Лудоман сам не может вспомнить, каким образом он оказался в зале.

Формирование зависимости от игровых автоматов очень многогранный процесс, здесь все продумано, начиная от законов нейрофизиологии (рефлекторная дуга Павлова) и заканчивая психологическими моментами, не маловажную роль отведено употреблению алкоголя в игорных заведениях.

Современные компьютерные технологии с объемной визуализацией и стереозвуком позволяют проигрывать огромные деньги, не выходя из дома. Определенные звуковые частоты воздействуют на различные участки головного мозга, правильно подобранные цвета и символы позволяют действовать на подсознание человека, на его психику.

Проявления у подростков

Игровая зависимость у подростков формируется очень быстро, большую роль в этом играет возрастные особенности психики ребенка и наследственная предрасположенность.

Подростки, которые находятся на стадии полового и психического созревания без труда погружаются в виртуальный мир игры. Дети в пубертатный период переживают ощущение своей ненужности, ущербности и одиночества. В мире компьютерных игр они получают массу впечатлений, уходят от реальности, в какой-то мере реализуют себя.

Подростки совершенно перестают интересоваться учебой, пропускают школьные занятия, не ходят в кружки и спортивные секции, плохо питаются, мало гуляют. Многочасовые компьютерные игры приводят к тому, что у подростка появляются проблемы с осанкой, искривление позвоночника, симптомы гастрита, снижение зрения, нервно-психическое возбуждение, нарушение сна, снижается память и внимание, происходит общая астенизация организма. У таких детей нет желаний и стремлений, весь их мир и кругозор направлен в сторону игры, они не могут определиться с будущей профессией, их не интересует карьера. Со своими друзьями они общаются с помощью компьютера.

Дети, увлеченные компьютерными играми очень раздражительны, агрессивны, не слушают родителей и учителей. По мнению детских психологов, безобидное увлечение компьютерными играми и социальными сетями приобретает масштабы катастрофы.

Некоторые дети начинают воровать деньги у своих родителей и друзей, для того чтобы пойти в игровой центр и проиграть в автоматах. Некоторые подростки перечисляют огромные деньги на различные сервера, предоставляющие онлайн-игры. Они могут экономить на еде, только для того, чтобы купить новую игру или «подпитать» своего монстра.

Большую роль в формировании игровой зависимости у подростков играют родители. Некоторые мамы считают, что лучше пусть ребенок сидит дома и играет в компьютер, чем он пойдет на улицу и попадет в «плохую компанию». Педагоги и врачи должны донести до родителей, какую опасность представляет для их детей игровая зависимость.

Как решить проблему?

Патологические игроки, как правило, сами не обращаются к врачу, чтобы побороть свою зависимость.

Таблеток от гемблинга нет. В современной медицине используется в лечении лудоманов психотерапия и кодирование. Чтобы помочь человеку справиться со своей зависимостью, необходимо его «социализировать», вернуть в реальный мир. Взрослый человек должен понять, какие проблемы в жизни привели его в мир игры. Он должен вспомнить, какие у него были увлечения и хобби до формирования игровой зависимости.

В семье нужно найти взаимопонимание, не пилить человека за его увлеченность играми, а поговорить с ним, понять. Сам игрок вряд ли отважиться бросить азартные игры, ему должны помочь близкие люди, кто-то должен быть «гидом» для него в реальную жизнь. Человек должен найти дело, которое ему приносит ему моральное удовольствие.

Родители должны внимательно относиться к увлечениям своих детей, свести к минимуму общение с компьютером и другими гаджетами, установить программу «родительский контроль». Необходимо поговорить с ребенком, что его привлекает в жизни, кем бы он хотел стать в будущем. Нужно ограничить и контролировать наличные средства у ребенка.

Родителей нередко страшит компьютерная зависимость у детей. Но в современном мире люди вынуждены проводить в виртуальном пространстве большую часть времени. Грань между побегом от реальности, тяжелой зависимостью и адекватным использованием компьютера зачастую почти незаметна. Как различить ее? Как помочь детям, получившим пагубное пристрастие?

Компьютерная зависимость – понятие широкое. Психологи разделяют её на два вида – кибераддикцию – пристрастие к компьютерным играм и сетеголизм – нездоровую привязанность к интернету

Кибераддикция

Пристрастие к видеоиграм некогда было главной «страшилкой» журналистов. По родительским сайтам блуждали истории о мальчике, убившем родителей из-за запрета играть, об игроманах, сидящих перед экраном сутками, о воровстве денег ради покупок в виртуальном пространстве (Донат). Во многом опасность преувеличивали, однако дыма без огня не бывает – игровая зависимость существует. Вызывают ее разные факторы – для киберспортивных дисциплин, таких как Dota или WOT, причиной является азарт. Если игра персонализирована – то есть игрок примеряет некую роль – причиной становится бегство от реальности, проблем, неудач. Примерами подобных видеоигр являются одиночные шутеры, квесты, RPG, стратегии. Увлечение ими схоже с увлечением книгами романтичными подростками.

Определённые риски несут многопользовательские ролевые онлайн-игры типа World of Warcraft или TES Online. Их пройти фактически невозможно, однако игроку приходится непрерывно заниматься «прокачкой» персонажа, чтоб занять ранг в иерархии других геймеров. При игровой зависимости у детей пропадает интерес к окружающему миру.

Сетеголизм

Вторым видом компьютерной зависимости является сетеголизм. Здесь родителю стоит насторожиться. Дети и особенно подростки способны часами проводить в соцсетях. Одним социальные сети дают возможность примерить иной облик, создав «фейк». Для других они, наоборот, стали инструментом, чтоб привлечь внимание.

Отдельной проблемой является интернет-серфинг. Это бесцельное брожение по ссылкам с одной веб-страницы на другую, схожее с катанием серферов по волнам. Время, проведенное за таким занятием, улетает незаметно. Порой человек сам не осознает риск. Причиной интернет-серфинга служит потребность в непрерывном поглощении ненужного количества информации – забавных роликов, анекдотов, смешных картинок и прочей информационной пены.

Основные симптомы игромана и сетеголика

Родителям знакома картина – дитя уставилось в экран планшета или компьютера, игнорируя окружающий мир. Откликается после громкого крика, сильно раздражаясь. Гаджеты предпочитает телевизору, книгам, «традиционным» игрушкам.

Раньше компьютерной зависимостью считалось препровождение за экраном более одного-двух часов. Ныне постоянное времяпрепровождение в виртуальном пространстве стало нормой. Где найти хрупкую грань между адекватным использованием компьютера и пристрастием?

Психологи выделяют десять признаков компьютерной зависимости у детей.


Влияние игромании и сетеголизма на организм

Нередко родитель смиряется, что чадо проводит все время в интернете или игре. Но зависимость, кроме запущенной учебы, приводит к более серьезным последствиям:

  1. Долгое сидение за компьютером увеличивает вероятность развития гиподинамии. Недостаточная активность приводит к ослаблению мышц. Человек начинает страдать одышкой. Следствием гиподинамии является ожирение.
  2. Постоянным спутником ограниченной подвижности являются проблемы с позвоночником. Человек, неотрывно сидящий за компьютером, не имеющий силы воли встать и размяться, начинает страдать сутулостью и остеохондрозом. Есть вероятность развития такого заболевания как туннельный синдром запястья, сопровождающийся болями в пальцах и онемением.

Напряжение позвоночника в районе шеи приводит к перебоям в снабжении мозга кислородом. Следствием этого становится легкая вегето-сосудистая дистония – головная боль, быстрая утомляемость, головокружение.

  1. Длительное времяпровождение перед компьютером, планшетом или телефоном приводит к ухудшению зрения. Конечно, современные экраны гораздо лучше гигантских кинескопов, которые еще применялись десять лет назад, но и они не гарантируют стопроцентной защиты.

Постоянное использование гаджетов увеличивает риск развития «синдрома сухого глаза» — пользователь начинает жаловаться на покраснение, ощущение «песка в глазах», постоянный зуд.

  1. Нередко игроманы или сетеголики страдают психологическим перенапряжением. Вопреки распространенному мнению, жестокие игры непосредственно почти не влияют на людей. Однако долгое повторение монотонных действий в игре вызывает усталость, «выгорание».

Особенности отношения детей и компьютера

Интересный факт – компьютерной зависимости подвержены мальчики в возрасте от 12 до 15 лет. Многие взрослые согласятся с данным утверждением.

Следовательно, игровая зависимость присуща всем возрастам (классический пример – борьба с играми «офисного планктона» на работе), но у детей пристрастие к играм и интернету имеет ряд особенностей, которые увеличивают риск зависимости. Прежде чем рассказать о борьбе с игроманией, необходимо поведать о них.

Современные ребята – родившиеся после 2001 года – относятся к условному «Поколению Z». Их окружали гаджеты практически с рождения, и это факт, который стоит принять. Молодежь с телефоном или планшетом в руках может читать Толстого или смотреть образовательный фильм – им так удобнее, чем тащиться в библиотеку за бумажной книгой или отбивать телевизор у бабушки.

Однако использование планшета в качестве книги или телевизора формирует «клиповое мышление» — дети усваивают информацию поверхностно, перескакивают с темы на тему, «растекаются мыслью по древу». Эффективным способом справиться с клиповым мышлением становится метод Помидора – выполнение однообразного действия – чтение или просмотр в течение 25 минут, короткий отдых, продолжение работы. Так ваши дочь или сын научатся контролировать и ценить свое время.

Вторая особенность поколения Z – это тотальная отчужденность. Интернет заполнен ностальгией взрослых по временам без компьютера, когда они сутками пропадали во дворах. Но надо понимать, что в условиях современного мегаполиса нет той атмосферы дружелюбия. Улица для подростка, особенно живущего в каком-нибудь районе панельных новостроек, — это враждебный мир, наполненный хулиганами и преступниками. Ему проще найти друзей по интересам в Сети.

Отчужденность возникает и в школе. Непонимание одноклассников, культ потребления, где лучшим считают не талантливого или способного подростка, а того, кто купил оригинальный «хайповый шмот», также толкают детей в виртуальный мир.

Наконец, отчужденность проявляется в семье. Взрослые, занятые работой, часто забывают про детей. Бывает, наоборот, дотошные родители тянут их в свой мир с дачей и сериалами, который не менее чужд впечатлительной и поэтической натуре.

Борьба с игроманией и сетеголизмом

Итак, прежде чем начать борьбу с компьютерной зависимостью, взрослому стоит понять причины формирования этой зависимости у ребенка.

Психологи нередко советуют поиграть с ним. Крики, нотации, угрозы — лишь отдалят вас от ребенка. Постарайтесь выяснить тип игры и мотив детей играть в нее – спортивный азарт или побег от мира.

Если ребенок уходит в игру из-за неприятия окружающего, уделите ему внимание. Бывают случаи, когда родители, напротив, действуют излишне навязчиво. Проявите интерес к увлечениям сына или дочери, а не тащите их в свои.

Отыщите первопричину бегства от реальности. Неприятие в школе, несчастная любовь, нагрузка, от которой сломался бы и взрослый, – любая проблема решаема, но является отдельной темой.

Нередко на сайтах, рассказывая о вреде компьютеров и планшетов, рекомендуют в качестве альтернативы спорт или хобби. Это помогает, но только если ребенок проявляет к ним интерес.

Добившись взаимопонимания, постарайтесь объяснить, что игры или какие-нибудь занятия в интернете — лишь одни из множества вариантов хобби.

Постоянное времяпровождение ребенка за определенной игрой, нездоровый азарт служат поводом для серьезной тревоги. Это заболевание. Здесь лучше обратиться к психотерапевту, так как это похоже на начало настоящей игромании.—

Хорошим средством против игровой зависимости служат также иные виды развлечений, но тут тоже важно понять – это должно интересовать детей и не может заменить советы психолога.

Один мудрый человек сказал: «Нет ни хороших вещей, ни плохих – наше мышление делает их такими». От нашего отношения к компьютеру и остальным гаджетам будет зависеть – принесут они нам и нашим детям благо или вред.