Идеи для... Подарки на... Традиции

Как влияет синий цвет на психику человека. Влияние цвета на психику человека в интерьере. Почему так происходит

Не стоит недооценивать влияние цветов на психику человека. Цветовое решение в интерьере дома может обернуться раздражительностью, агрессивностью домочадцев. В офисе - снизить работоспособность. А в одежде - изменить вашу личность до неузнаваемости.

Задача психологии состоит в том, чтобы изучить влияние окружающей среды на человеческую психику (в чём бы оно не выражалось) и научить каждого желающего применять эти знания на благо себе. Отсюда и появление всевозможных интерпретаций, которые весьма полезны для создания нужного образа «Я». Хотите ли вы быть успешным и уметь преподносить себя людям? Меняйте гардероб, советуют психологи. Хотите, чтобы ребенок развивался в спокойных и благоприятных условиях? Делайте ремонт. Целенаправленно используйте воздействие цвета на психику человека, и это сослужит вам хорошую службу.

Основные характеристики цветов

Для разбора возьмем лишь основные цвета по существующим сегодня общепризнанным моделям смешивания цветов: белый и черный, желтый, синий, красный, зелёный. И поскольку фиолетовый также интересен с психологической точки зрения, рассмотрим и его.

По одной модели белый - это воплощение отсутствия цвета, по другой таковым является чёрный. Однако с точки зрения психологов именно чёрный символизирует отрицание цвета, а вместе с этим и всех социальных норм, отказ от ярких красок жизни, от давления общества. Белый же не несёт в себе особой нагрузки, но мысленно всегда связывается с чистотой, безупречностью.

Красный, говорят, цвет страсти. Так оно и есть. Если человек предпочитает красный цвет, это говорит об определённых особенностях его характера, о том, что в его личности доминируют следующие черты: импульсивность, необузданность, раскрепощенность, целеустремлённость. Это властолюбивые люди. Некоторые яркие представители этой категории проявляют себя не самым этичным образом в желании добиться своего: «идут по головам».

Люди, предпочитающие имеют противоположные черты, но вместе с тем, в них есть «творческая жилка» благодаря чувствительной натуре, и тяга к путешествиям. А также высокое чувство меры и ответственности.

Желтый цвет предпочитают жизнерадостные люди, о которых говорят: «душа компании». За ними хочется идти навстречу приключениям.

Зелёный отражает который может, в отличие от многих, похвастаться стабильным положением, он уверен в себе, достаточно подкован в своей сфере, что даёт ему смелость шагать по жизни.

Фиолетовый цвет связывают с незрелостью личности: эмоциональной, а при ярко выраженном предпочтении этого цвета, а также розового, и с интеллектуальной.

Особенно сильно проявляется влияние цветов на психику человека через окружающую среду и одежду.

Цвет в интерьере дома, офиса

Синий цвет создаёт иллюзию более просторной комнаты, но и холодной. Не рекомендуется использовать его в интерьере более, чем на 40% от общего цветового оформления. Поскольку в избытке синий цвет вызывает ощущение давления: даже самый уверенный в себе человек может засомневаться в собственных силах. Успокаивающее действие, с которым многие дизайнеры связывают синий цвет, скорее присуще более светлым его оттенкам, т.е. голубому (для оформления офисов точно не подходит).

Зелёный цвет в интерьере предпочтут индивиды, стремящиеся к единению с природой. Кроме того, этот цвет действительно вызывает в душе чувство гармонии, спокойствия, ощущение великолепия жизни. Человек в комнате с преобладанием зеленого цвета будет предан созерцанию, и только ему. Поэтому в детской комнате он создаст необходимые условия для развития маленького человечка. А в офисе подойдет для ровного, неторопливого, но целенаправленного достижения трудовых задач. Однако, если вы и без того довольно спокойный и невозмутимый человек, а условия работы требуют быстрого реагирования, тогда следует выбрать противоположную цветовую гамму для оформления рабочего кабинета (например, неяркий красный в разумных пределах).

Красный способен пробудить страсти в спальне, только его должно быть по минимуму (около 20%): достаточно сделать акцент в интерьере комнаты (выкрасить одну стену). Он согревает душу и повышает физическую активность. Но его избыток в помещении породит ссоры, агрессивность, раздражительность. В детской комнате не рекомендуется и без того гиперактивным детям. В рабочей обстановке повысит работоспособность, но на короткое время, а затем наступит резкий спад.

Жёлтый цвет добавит солнца в плохо освещаемую квартиру (если окна не выходят на юг) и немного счастья в быт, придаст бодрости. А значит, подойдёт для ванной комнаты, кухни, для детской. Умеренные тона желтого будут уместны в офисе, если только у вас творческая профессия.

Влияние цветов на психику человека в интерьере велико. Оно особенно заметно в негативном действии фиолетового цвета: снижается стремление к познанию, труду, любая активность заменяется пассивностью, угнетенностью.

Черный редко используется в оформлении интерьера, а если используется, то в минимальном количестве. И это разумно, ведь мрачности, холоду и страху не место в уютном жилье.

Зато белый позволяет расширить пространство. В маленьких квартирках он становится спасительным: давящие стены окажутся родными и любимыми, если окрашены в чистый белый цвет.

Цвет одежды

Белая одежда демонстрирует чистоту, светлые его доброту, даже если эти черты совершенно ему не свойственны. Психологи рекомендуют носить белоснежные одежды людям, подверженным болезням, чтобы ощущение чистоты проникало в глубины сознания и очищало от мыслей о болезни.

Люди, предпочитающие носить исключительно чёрные вещи, довольно мрачные личности, протестующие против социума, принятых в нём норм. Иногда ношение одежды означает серьезный стресс, затяжную депрессию. И одежда только состояние. Да, иногда влияние цветов на психику бывает опасным. Чтобы развеять действие негативных эмоций, психологи советуют начать носить одежду ярких цветов.

Фиолетовые оттенки предпочитают люди эмоционально открытые, добрые, общительные. У окружающих такой человек ассоциируется с душевной чистотой, невинностью. Самому человеку он дарит чувство гармонии, спокойствие.

Красная одежда кричит и внушает множество эмоций окружающим людям: иногда раздражение, иногда страх, иногда подавляет волю в обществе такого яркого человека. Для людей неуверенных это прекрасный способ почувствовать себя «по другую сторону баррикад».

Одежда преимущественно синего цвета создаёт облик серьезного, делового человека, которому хочется довериться и вести с ним дела. Чтобы произвести такое же впечатление, следует подбирать и серые костюмы, иногда уместны бежевые (для встреч с деловыми партнёрами, с которыми имеете дело уже не первый год).

Предпочитающие зелёный цвет в одежде - это люди уравновешенные, спокойные, гармоничные как в отношениях с окружающими, так и с самим собой, и с миром в целом. Окружающими они воспринимаются исключительно позитивно и спокойно.

Влияние цветов на психику человека досконально изучено не только профессиональными дизайнерами и модельерами. Даже врачи используют его для лечения пациентов. Пора и нам внести в нашу жизнь нужные краски.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Мы привыкли воспринимать цвет как должное. Он нас не удивляет и не поражает. Поэтому мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение, мысли, характер и здоровье человека.

Задачи:

    изучить теоритическую основу вопроса;

    провести исследование;

    сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Предмет исследования: влияние цвета на человека.

Объект: цветовая гамма.

Гипотеза исследования:

    цвет вызывает подсознательные ассоциации у человека;

    цвет влияет на настроение, чувства, характер и здоровье человека.

2. Что такое цвет и как он возникает.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, то есть свет + зрение = цвет.

В 1665 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет - это смесь лучей разного цвета (см. приложение I рис. 1). На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску - спектр. Объяснил он это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета.

Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны - это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно настолько мало, что измеряется миллионными долями миллиметра. Диапазон этих значений можно приблизительно разделить по убыванию длины волны на семь полос - красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю и фиолетовую (см. приложение I рис. 2). Чистые спектральные краски носят название цветов, промежуточные называют оттенками. Цвета, встречающиеся в природе, представляют собою смесь световых волн разной длины. Самые короткие - волны фиолетового цвета, самые длинные - красные. Цвета можно воспроизводить, подобрав подходящую длину волны и смешав ее с белым светом соответствующей яркости. 1

Цвета делятся на: холодные, теплые, смешанные и нейтральные.

Холодные цвета оказывают успокаивающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый.

Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до твердости. Теплые цвета - красный, желтый, розовый, оранжевый.

Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов.

Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета. Это белый, черный, коричневый, бежевый, золотой, серебряный, серый. 2

3. Цвет в науке.

Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств.

Цветоведение объясняет эти явления с позиции ряда наук: физики, математики, химии, психологии, психофизиологии, эстетики, искусствознания, теории композиции, археологии, этнографии, культурологии.

Так, оптический раздел физики раскрывает закономерность природы цвета и его характеристики. Химия исследует свойство веществ и их соединений для разработки рецептур красителей, адекватных требуемым цветам и их сочетаниям. Математика позволяет осуществлять количественную оценку цветов и определять по соответствующим координатам цветовых графиков цветовой тон и насыщенность требуемого цвета. Психофизиология раскрывает закономерности физиологии цветного и черно-белого зрения и природу оптических иллюзий. Психология исследует ассоциации, эмоции, образы, вызываемые различными цветами и их сочетаниями. Эстетика исследует законы гармонизации цветовых сочетаний. 3

4. История науки о цвете.

История науки о цвете выделяет два этапа. Первый - донаучный - с доисторических времен до конца 16 века, второй - научный - с 17 века до настоящего времени.

В донаучный период первобытные люди выделяли и наделяли определенным смыслом очень ограниченное количество цветов, связанные с наиболее важными объектами и явлениями их жизнедеятельности (см. приложение I рис. 3).

В эпоху античности возникает естественнонаучное отношение к цвету. Древнегреческие философы пробуют создать цветовую систематику природных стихий (см. приложение I рис. 4).

В Средние века свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами.

В эпоху Ренессанса Леонардо Да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (см. приложение I рис. 5).

Научный период начинается с того времени, как Исаак Ньютон в 1665 году доказал свою теорию о белом цвете. После Ньютона многие исследователи природы цвета и особенностей световосприятия цветов человеческим зрением развили, дополнили, уточнили научную базу цветоведения. Это Гете, Пуркин, Мюллер, Юнг и многие другие (см. приложение I рис. 6). 4

5. Зависимость эмоционального склада человека от «любимого» цвета.

Цвет воздействует не только на орган зрения - глаза. Он влияет и на другие органы чувств - вкус, слух, осязание и обоняние. Краски окружающего мира глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.

Цвет - один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья.

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый, общительный.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией и страстных мечтателей, он означает здоровье, символизирует радость, теплоту.

Желтый - этот цвет символизирует спокойствие, интеллигентность. Если это любимый цвет, то такой человек общительный, любопытный, смелый.

Зеленый - цвет природы. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения.

Голубой - символизирует истину. Это - миролюбие, спокойствие, благополучие.

Синий - это цвет неба. Если он нравится человеку, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку нужно отдыхать, он быстро устает.

Фиолетовый - этот цвет «говорит» об очень большой эмоциональности, чувствительности, деликатности, это цвет гармонично развитых людей.

Черный - это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто любит черный цвет, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, несчастлив.

Белый - это синтез всех цветов, потому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. 5

6. Использование цвета в повседневной жизни.

Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден, достаточно поместить его в комнату с ярко-розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека.

7. Цветовая палитра для стиля одежды.

Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, цвет моря - голубой, синий - часто является цветом морской формы. Черный - цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители. Большинство бизнесменов носит голубые или серые костюмы, усиливая тем самым впечатление, что они представляют собой людей мягких, внушающих доверие. Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально. Голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки служат для навязывания одинакового поведения и никоим образом не дают возможности проявиться индивидуальности.

Когда мы вынуждены носить на работе одежду исключительно того или иного цвета, то возвращаясь домой, мы мгновенно переодеваемся в одежду той окраски, которая нам больше всего по вкусу. И чтобы вы не делали в период своего свободного времени, цвета носимой нами одежды могут не только помочь вам отдохнуть, но и создать необходимое настроение. Так, голубой цвет успокаивает и помогает прийти в себя, розовый одаривает чудесным настроением. Серую одежду хорошо носить и в тех случаях, когда возникает желание помечтать. Красный или оранжевый цвет одарят вас энергией, требуемой для выполнения напряженных физических упражнений. Для обострения мыслительных способностей наденьте что-нибудь желтое. 6

8 . Цветолечение

Учитывая влияние цвета на человека, учёные медики, ещё в далёком 17 веке, предложили использовать цвет в медицинской практике. Для начала они охарактеризовали основные цвета, а потом стали проецировать их на болезни, что практикуется и в наши дни (см. приложение I рис. 7).

Рассмотрим влияние некоторых цветов на физическое и психическое состояние людей.

Красный цвет оказывает возбуждающее действие на нервную систему, улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме. Воздействие красного цвета улучшает кровообращение и сердечную деятельность, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет. Его нужно строго дозировать, так как злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз.

Оранжевый - это цвет омолаживающий, имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань, часто используется как тонизирующее средство.

Желтый цвет стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности. Желтый цвет оказывает очищающее действие на весь организм, лечит кожные заболевания, помогает при бессоннице, возбуждает аппетит.

Зеленый - нормализует работу сердечно-сосудистой системы, стабилизирует артериальное давление. Очень эффективно действие зеленого цвета при головных болях, нарушении зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, раздражительности. Передозировка зеленого может вызвать образование камней в желчном пузыре.

Голубой цвет противоречивый. Это цвет смелых и энергичных людей. Их он успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и сердцебиение, делает дыхание более глубоким и ритмичным. Но для робких и застенчивых голубой цвет - это цвет шока. Голубой цвет также снижает аппетит.

Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему. Этот цвет дает лечебный эффект при воспалительных заболеваниях, нормализует сон. При занятиях творческим трудом, наоборот, повышает работоспособность. Однако длительное влияние фиолетового цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

Белый цвет - дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает торжественность. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, очищает организм от шлаков, снимает напряжение. 7

9. Исследование.

1. Есть утверждение, что люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним. Для подтверждения этого я предложила ответить на следующие вопросы: «С каким цветом ты себя ассоциируешь?», «С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?»

После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга (см. приложение II таблица 1).

2. На различные чувства, предметы, события у людей существуют ассоциации с цветом, которые у многих людей совпадают. Узнаем это так ли это. Было предложено ответить на вопросы: «С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?», «С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?».

После проведения исследования и изучения полученных результатов, установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации:

. Вкусовые ассоциации у многих детей в классе совпадают. Наиболее ярко выражена ассоциация соленого с белым цветом и кислого вкуса с желтым (см. приложение II таблица 2).

. Ассоциации времен года так же у многих детей в классе совпадают. Характерным примером являются ассоциации зима - белая, осень - оранжевая (см. приложение II таблица 3).

3. Как влияет цвет на умственную продуктивность (внимание) человека. Было предложено написать диктант на цветных листах бумаги.

После изучения результатов, установлено, лучшая концентрация внимания на листах красного цвета, 12 % учеников допустили ошибки в тексте, синий цвет снижает умственную продуктивность, 25 % человек допустили ошибки. Остальные цвета оказывает одинаковое воздействие (см. приложение II диаграмма 1).

10. Заключение.

Цвет — это дар природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. Изучив литературу и проведя исследования, мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, влияет на внимание человека. Так же установлено, цвет существенно влияет на общее состояние человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Поэтому моя гипотеза доказана.

Цвет - мощное средство воздействия на человека.

Гете так писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и бодрит, зеленый - умиротворяет, синий - вызывает грусть.

Список используемой литературы.

1. МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 3-е изд./Л.Н. Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. - 151с.:ил.

2. Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. - Павлодар, 2009. - 116 с., цв.ил.

3. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь.

4. Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.

5. Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416с, ил.

6. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 108 с.

7. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.

Приложение I

Рис. 1 - Опыт И. Ньютона

Рис. 2 - Диапазоны длин цветовых волн

Рис. 4 - Цвета стихий

Рис. 5 - Система цветов Леонарда да Винчи

Рис. 3 - Наскальная живопись первобытных людей

Рис. 6 - Цветовые системы

Рис. 7 - Цветолечение

Приложение II

Таблица 1

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

Оранжевый

Фиолетовый

Таблица 2

С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?

Оранжевый

Фиолетовый

Таблица 3

С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?

Оранжевый

Фиолетовый

Диаграмма 1

1 http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь

2 Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416с, ил.

3 Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.:ИПЦ СПГУТД, 2005. — 9 с.

4 МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Мн.: Беларусь, 2005. - 9с

5 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

6 Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. - Павлодар, 2009. - 106 с

7 Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 54 с.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

С давних пор символизирует горе, несчастье, траур, опасность, также он ассоциируется с тайнами и секретами. Одевая черное, мы приобретаем такие качества, как строгость и отрешенность от реальности. Черная одежда как будто скрывает все наши тайные желания, страхи и потребности. Возможно, поэтому провожать усопших принято именно в черном. Испытывая боль и страдания из-за утраты, облачаясь в траур мы не только показываем, что глубоко переживаем, но отстраняемся от внешних воздействий и замыкаемся в себе. Черный цвет не пропускает к нам никаких других эмоций, кроме тех, которые мы переживаем в данный момент. Поэтому грусть, печаль, боль и страдания сопровождают таких людей дольше, чем если бы они сменили свою одежду на более нейтральные тона.

В большинстве случаев черный цвет пугает , так как напоминает о смерти, ночных кошмарах и различной нечисти, однако, он также склонен вызывать любопытство. Это цвет способен успокоить человека, но при этом он не может дать стимул к действию и не требует сиюминутного разрешения ситуации. Предпочтение в жизни черного цвета может говорить о ом, что человек испытывает сильный психический кризис, находится в состоянии депрессии и ощущает отсутствие душевной энергии.

Если вы предпочитаете черный цвет , то можно предположить, что в вашей жизни было много проблем и разочарований. Вы склонны ставить перед собой высокие и часто не досягаемые цели, при этом совсем неуверенность в собственных силах. Вам свойственна скрытность, замкнутость, интровертированность. Однако у вас есть хорошая отличительная черта, которая выражается в привязанности к своей семье и близким людям. Именно это может помочь вам изменить вашу жизнь в лучшую сторону. Так постарайтесь избавиться от черных мыслей и измените окружающие вас вещи и одежду на более яркую, но делать это необходимо постепенно. И вскоре вы заметите, как мир вокруг вас приобретает новые краски и дарит вам положительные эмоции.

Для лечения здоровья в цветотерапии черный цвет применяется крайне редко. В основном положительное воздействие этот цвет оказывает на восстановление костной системы после серьезных заболеваний или травм. Использовать этот цвет стоит с осторожностью, так как он способен оказать негативное воздействие на вашу психику.

Влияние цветов на психику человека было замечено еще в древние времена разными шаманами, знахарями и колдунами. Они могут вызывать радость и огорчение, приносить успокоение или же раздражение, обладая поразительными возможностями.

Разноцветная жизнь

Каждый человек замечал воздействие цвета, когда надевал красный джемпер, притягивая к себе взгляды окружающих. Для западного общества мрачно будут выглядеть люди, одетые в черных тонах, а вот белоснежное платье невесты говорит о торжественном моменте и чистоте события. Если вас интересует психологическое воздействие цвета, то ответы на многие вопросы вы найдете в представленной статье.

Почему так происходит?

Все то, что непонятно, манит человека, разжигая познавательный интерес. Влияние цветов на психику человека обусловлено излучением электромагнитных волн каждым цветом. Эти волны в силу своей длины имеют различное воздействие. Они обладают целебными свойствами, поскольку мы не только видим цвет глазами, но и ощущаем кожей электромагнитное излучение. Подобрав "правильные" цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым.

Психологическое воздействие цвета заключается в том, что он является своеобразной "эмоциональной пищей", и, соответственно, чтобы нормально функционировать, нашему организму нужны различные оттенки в разной пропорции. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Еда, элементы одежды, мейк-ап, окружающая мебель воздействуют на состояние человека. Благодаря многим исследованиям теперь мы знаем достаточное количество информации о том, каково воздействие цвета на психику человека. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение и общее самочувствие.

О чем нам поведают красный и желтый?

Элементы окружающего мира красного цвета вызывают возбуждение в психике и являются неким принуждением к активности. Благодаря ему напрягаются мышцы и ускоряются движения, а это приводит к повышению работоспособности.

Находясь в помещении, где есть красное освещение, люди показывают высшую производительность. Но со временем, когда организм адаптируется к этому оттенку, уровень производительности падает, а решение задач усложняется. Это объясняется цветовым утомлением.

Если вам нужно преодолевать трудности, быть более решительным и выносливым, то советуем вам использовать в своей жизни красный цвет.

Чтобы стимулировать активность головного мозга, пробудить интеллектуальные возможности, увеличить уровень восприятия зрением, применяйте желтый цвет. Противопоказания: невралгия и перевозбуждение коры. Ну а если вам сопутствуют разочарования и огорчения, то желтый подойдет в самый раз.

Для чего нужен зеленый и синий?

Цвет весенней зелени обеспечивает нормализацию кровяного и глазного давления, дыхания, пульса, увеличение остроты восприятия, концентрации внимания и интеллектуального потенциала. Хотите спокойствия, расслабления и отдыха - смело используйте зеленый, ведь именно он даст то, что вам нужно. Воздействие цвета играет огромную роль в нашей повседневной жизни.

Глубокий синий цвет, постоянно влияя на психику, может привести к высокому уровню утомляемости или даже к депрессии в некоторых случаях. Но если с вами произошло сильное потрясение, то этот цвет может восстановить силы. Он снизит напряжение в мышечной ткани, притупит болевые ощущения, ослабит пульс и успокаивающе подействует на спонтанные импульсы в пылкой личности.

Влияние фиолетового, голубого и коричневого цвета

Фиолетовый цвет имеет противоречивое воздействие на состояние человека, так как может и повысить выносливость, и понизить работоспособность, подавить интеллектуальные возможности или даже привести к депрессивным состояниям.

Чтобы уменьшить тревожные ощущения, снизить кровяное давление и утолить боль, используйте вещи голубого цвета. Но не переборщите, ведь длительное влияние такого цвета приводит к усталости и угнетению некоторых функциональных возможностей человеческого организма.

Коричневый цвет заявляет нам о потребности в релаксе, телесном комфорте. Поэтому если чувствуете такие потребности, то подумайте о том, как принести этот цвет в свою жизнь и немного отвлечься от рабочих моментов.

Контраст черного и белого

Любителям белого цвета свойственна потребность в свободе, разрыве обременительных связей и желание начать все с чистого листа. Если вы хотите что-нибудь забыть и освободиться из оков воспоминаний, окружите себя белым цветом.

Черный тон характеризует человека, который восстает против собственной судьбы. Этот цвет обладает важными лечебными свойствами, так как поглощает другие оттенки и действует на организм достаточно положительно.

Определив свои цветовые предпочтения, их стойкость или изменчивость, вы сможете распознать собственные эмоциональные и физические реакции, общее самочувствие и настроение.

Влияние цвета на психику детей

Дети постоянно окружены различными цветами, они познают мир, и следует с умом подходить к цветовому решению детских комнат, мебели, игрушек и одежды. Нет никаких сомнений, что влияние цвета на психику ребенка - один из самых актуальных вопросов для молодых родителей. По данным норвежских ученых, малолетние дети, находящиеся на учете в органах внутренних дел, или несовершеннолетние преступники останавливали свой выбор на черном цвете. Люди, которые имеют склонность к самоубийству, тоже выбирают этот тон.

Влияние цветов на психику человека, особенно маленького, основано на нескольких принципах. Во-первых, повседневная жизнь малыша должна быть наполнена большим количеством разных оттенков, важно одно - грамотное их сочетание.

Во-вторых, стены и потолок в детской комнаты должны быть либо белые, либо светлые, но никак не темные, поскольку это будет влиять как на эмоциональное состояние малыша, так и на его познавательные способности.

В-третьих, используйте голубой цвет, и он поможет спасти вас и вашего малютку от стрессовых воздействий, избавит от болевых ощущений.

В-четвертых, стабильное состояние нервной системы вам обеспечат зеленые оттенки и бело-голубые краски. Зеленый цвет, взятый отдельно, сможет отрегулировать давление и снять усталость.

В-пятых, психологи утверждают, что влияние цвета на психику выражается и в воздействии на развитие речи. Поэтому актуальными станут игры-ассоциации в период от одного до трех лет (например, клубника-красный, солнце-желтый).

В-шестых, если у вашего малыша наблюдается вялость, плохой аппетит, апатичность и резкие скачки настроения, то вам поможет использование красного, желтого и оранжевого цвета.

Зная тонкости цветового воздействия, родители, воспитатели смогут стабилизировать настроение, если нужно, то успокоить или развеселить.

Некоторые хитрости с цветом

Чтобы почувствовать влияние цветов на психику человека, не нужно надевать на себя вещи только одного тона, ведь стильный шарф или сумка красного цвета уже внесут изменения и повысят ваш жизненный потенциал. Главное - сделать акцент. Можно "разбросать" в комнате яркие элементы, например подушки или игрушки, и тогда энергия цвета наполнит помещение.

В гостиной или спальне можно использовать лампочки или светильники разных цветов. Подобный эффект имеют красочные наклейки для оконных стекол, ведь не каждый человек может позволить себе разноцветные витражи.

Ученые советуют изменить цвет спальни, если у вас плохой сон, на спокойные оттенки (нежно-фиолетовые, розовые, светло-голубые).

Отлично подымут настроение и работоспособность желтые подсолнухи и платьице оранжевого цвета. Замечательный вариант наполнения повседневной жизни яркими цветами - это декоративные кристаллы и ювелирные изделия из драгоценных (или не очень) камушков.

Получив в свое распоряжение такую информацию, зная свои потребности, вы можете составлять букеты, которые будут излучать именно те краски, что нужны для вас. Чтобы после еды чувствовать себя легко, добавляйте побольше цветных продуктов, ведь они легче перевариваются.

Также с помощью цвета вы можете посылать сигналы окружающим людям, поэтому используйте косметику (лаки, тени, помады) с умом. Дома можно применять аромамасла лаванды или герани, ведь они излучают голубой и красный цвет, соответственно.

Заключение

Вышеизложенная информация довольно-таки полезная, ведь влияние цвета на психику огромное. И если у вас испортилось настроение или плохое самочувствие, вы с легкостью сможете отрегулировать его с помощью воздействия красок, ярких и насыщенных или бледных и спокойных.