Идеи для... Подарки на... Традиции

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе с элементами триз. Конспект нод в подготовительной группе с элементами триз Как освоить системный анализ: кольца Луллия

Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ «Прогулка в весенний лес»

Цели и задачи: Закреплять знания детей о весенних приметах, о перелётных и зимующих птицах. Активизировать словарь детей по темам: "Весна", "Птицы". Закреплять навык звуко-слогового анализа и синтеза. Учить детей решать ребусы с математическим заданием. Закреплять знания детей о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Развивать творчество, внимание, мышление.

Материал: карточки-модели "Приметы весны", запрещающие знаки, ребус с изображением перелётных и зимующих птиц, зайчик, сова, ручеёк, карандаши, игры "составь слово"

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. Слушайте внимательно:

Тает снежок,

Зеленеет лужок,

День пребывает.

Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: - Действительно, это бывает весной. И поэтому я хочу пригласить вас на прогулку в весенний лес.

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то стучит. Я пойду, посмотрю. (Входит Лесовичок)

Лесовичок: - Здравствуйте, ребята. Я - Лесовичок. Я слышал, вы собираетесь на прогулку в лес. Я тоже хочу с вами.

Воспитатель: - Ребята, возьмём с собой Лесовичка.

Лесовичок: - Я очень рад, но перед тем, как идти в лес, я хочу задать вам один вопрос. Вы умеете вести себя в лесу?

Воспитатель: - Ну, что ты Лесовичок, ребята, знают, как вести себя в лесу. Они тебе сейчас расскажут. У нас есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.

В лесу нельзя шуметь.

В лесу нельзя мусорить.

Нельзя разводить огонь.

Нельзя разорять птичьи гнёзда.

Нельзя вырывать растения с корнем.

Нельзя ломать ветки деревьев.

В лесу надо ходить по тропинкам, смотря под ноги.

Лесовичок: - Ребята, вы молодцы, вы можете идти в лес.

Воспитатель: - И так, мы отправляемся в лес, но помните, мы должны идти по тропинкам и помогать всем, кому нужна помощь.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, какая чудесная поляна, но вы слышите, кто-то просит помощи.

Воспитатель: - ой, это ручеёк, ему путь преградили камни, и чтобы эти камни убрать, надо назвать приметы весны. (Дети убирают по одному "камню" и называют по одной примете) .

Весной солнце греет жарче и светит ярче.

С крыш свисают сосульки, начинается капель.

Часто идут дожди.

Появляются проталины.

Тает снег и бегут ручьи.

Прилетают птицы и начинают вить гнёзда.

Набухают почки, зеленеют деревья.

Появляются первые цветы.

Проснулись насекомые.

Просыпаются животные.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. вы справились с заданием, и мы можем идти дальше.

Воспитатель:- Ребята, смотрите, сова не может отгадать загадки, надо ей помочь и разделить всех птичек на зимующих и перелётных. (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинку к соответствующему символу) .

Лесовичок: - Ребята, смотрите, зайчик, он какой-то грустный, сейчас я узнаю, что случилось. Он не может решить примеры. Давайте, поможем решить примеры, найти буквы с нужной цифрой, вписать их в клеточки и отгадать слово. (слово Природа)

Воспитатель: - Ребята, смотрите полянка, давайте отдохнём.

Физкультминутка для снятия мышечного напряжения

речь с движением "ПТИЧКИ"

Как на этой на неделе

Наконец-то прилетели

(дети стоят лицом в круг, выполняют "пружинку")

Наши верные друзья -

Очень шумная семья

Хлопотливых птиц-грачей.

(хлопают в ладоши)

Мы идём встречать гостей.

(идут по кругу друг за другом)

Как они, хотим летать,

Дружно, весело играть.

Мы летаем, мы летаем,

свои крылья поднимаем.

(бегут по кругу друг за другом)

В птичьем вальсе мы кружимся,

(кружатся на месте, руки на поясе)

И на землю мы садимся.

(присаживаются на корточки, руки вниз)

Червячков мы поклюём

(стучат пальчиками по полу)

И опять летать начнём.

(встают, машут руками вверх - вниз)

Лесовичок: - А на этой полянке растут цветы, отгадайте, какие:

Первый звук моего слова, это последний звук в слове пол.

Второй звук моего слова, это гласный звук в слове мак.

Третий звук моего слова, это первый звук в слове нос.

Следующий звук моего слова, это первый звук в слове дом.

Следующий звук моего слова, это гласный звук в слове дым.

Последний звук в моём слове, это последний звук в слове душ.

(дети ищут нужную букву и выкладывают на столах слово ландыш)

Лесовичок: - Точно, здесь растут ландыши. А на этой полянке цветут подснежники, но вот беда, все лепестки облетели, надо собрать цветочки. На первый подснежник подбираем лепестки с картинками, названия которых состоят из одного слога. На второй подснежник лепестки с картинками, названия которых состоят из двух слогов, а на третий - из трёх слогов.

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру "Хорошо - Плохо"

Ребята насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых - это хорошо или плохо?

Хорошо Плохо

(интересно наблюдать; красиво; (могут ужалить;

пища для других животных и т. д.) мешают отдыхать и т. д.)

Лесовичок: - Молодцы, ребята, справились с заданиями, помогли лесным жителям, а теперь пора возвращаться в детский сад. А от меня и лесных жителей вам недольшой подарок.

Воспитатель: - Спасибо, Лесовичок за чудесную прогулку и за подарок, мы откроем его, когда придём в детский сад.

До свидания лес, до свидания Лесовичок.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: социально коммуникативное развитие.

Раздел: ознакомление с окружающим.

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Выполнил воспитатель:

Хисамова М.С.

Стаж работы: 25 лет.

г. Туймазы,2015

Цель:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания ;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;

активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

обобщить и закрепить знания детей о воде;

Развивающие:

развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;

развивать навыки проведения лабораторных опытов;

развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;

продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

формировать желание соблюдать правила дорожного движения;

воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа

закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование:

Сосуды с жидкостями;

твёрдые предметы (камень, кубик);

полиэтиленовый мешочек;

салфетки, карандаши.

Лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.

Ход занятия:

Воспитатель:

Приветствие.

Солнышко лучики к нам в окошко светит,

Самые лучшие дети мы на свете,

Пусть ладошки хлопают вот так: Хлоп,

хлоп,

Каблучки потопают вот так:

Топ,

топ,

Целый день играть,

нам совсем не лень,

Говорим с улыбкою: Добрый день!

Воспитатель:

Фантастическая гипотеза:

Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?

Дети:

Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.

Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.

Воспитатель:

Молодцы!

Воспитатель:

Послушайте сказку.

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель:

Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.

Дети:

Знаем .

Воспитатель :

Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.

Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

Воспитатель:

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети:

Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель :

Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Опыт №1(с карандашом)

Воспитатель:

Ребята, какие предметы?

Дети:

Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.

Воспитатель :

А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети:

В нетвердых предметах.

Воспитатель:

Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.

Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)

Воспитатель:

Легко мешается?

А что вы ещё знаете жидкое?

Дети:

Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель :

Что скажите про эти вещества?

Воспитатель :

Что делают человечки?

Дети:

Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Воспитатель : Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети:

Газообразные человечки, бегущие .

Воспитатель:

Где могут жить эти человечки?

Дети:

В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель :

Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)

Воспитатель :

Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель :

Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Дети:

Воздух, он невидимый.

Воспитатель :

Какие человечки живут в воздухе?

Дети:

Бегущие, газообразные.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Физкультурная минутка

Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).

Молодцы!

Воспитатель:

Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.

Котова Наталья Александровна
ГБОУ "Школа№1467", г.Москва
воспитатель


Конспект занятия по экологии в подготовительной группе с элементами ТРИЗ

"Спасем природу-Родину спасем!"

СКАЧАТЬ (полный материал)

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение.

Воспитатель: -Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Он спрятан вот в этом сундучке.

«У меня есть сундучок, там живет: - круглый, но не мячик;

-стоит на одной ноге, но не гриб;

-можно увидеть страны, города, но не телевизор. (глобус)

Ребята, а вы знаете что такое глобус? (Глобус — это модель нашей планеты Земля, маленькая копия земного шара!)

Какого цвета глобус? Почему больше голубого?

Где на нашей планете самое холодное место? А где всегда жарко?

А для чего нужен глобус? Представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Удобно брать с собой глобус? Как же нам быть? Вот поэтому люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта Какие цвета вы видите на карте? Какой вывод можно сделать если сравнить глобус и карту?(на глобусе и карте одинаковые цвета) Кто покажет где на карте находится наша страна? Как она называется? А столица нашей страны?

(воспитатель вывешивает карту мира)

Ребята, давайте посмотрим внимательно на карту. - Какие цвета вы видите на глобусе? Какого цвета больше?

А какие еще вы знаете планеты? (ответы детей, Юпитер, Сатурн, Марс…)

Дети выполняют физминутку «Планеты»

По порядку - правая рука вверх,

Все планеты - левая рука вверх,

Назовет любой - правая рука виз,

Из нас - левая рука вниз,

Раз- Меркурий - правая рука на пояс,

Два - Венера - левая рука на пояс,

Три - Земля - правая рука на плечо,

Четыре - Марс - левая рука на плечо,

Пять - Юпитер - правая рука вверх,

Шесть - Сатурн - левая рука вверх,

Семь - Уран - правая рука на плечо,

За ним - Нептун - левая рука на плечо,

Он восьмым - правая рука на пояс,

Идет по счету - левая рука на пояс,

А за ним - правая рука вниз,

Уже потом - левая рука вниз,

И девятая планета - маршируют на месте,

Под названием - Плутон - маршируют на месте.

Мы видим, что наша планета очень красивая. Почему? Кто живет, обитает на планете?

Чем же отличается планета Земля от других планет? (Жизнь на земле есть потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам).

А что такое природа? (это цветы, реки, деревья, растения, животные, птицы, человек

воздух, вода, горы, камни и многое другое).

А почему вы не назвали дома, машины? (потому что все это создано человеком, а не природой)

Может ли человек обойтись без природы? Почему?

Все что находится вокруг человека связано с природой и не может без нее существовать. Ведь он сам является частью природы. В этом мы сейчас убедимся на примере игры.

Дидактическая игра «Паутина жизни»

Правила: дети выбирают себе по одному значку, садятся в круг и называют его. Воспитатель дает клубок тому, у кого значок с изображением человека. Воспитатель задает вопросы, а дети на них отвечают, называя изображения на значках, разматывают клубок и передают его. Нитку надо держать в руках до конца игры и не выпускать ее.

Какое животное живет у человека дома? (кот)

Кого кот может поймать и съесть? (птицу)

Птица кого может съесть? (бабочку)

Что нужно бабочке для питания? (цветок)

Где растет цветок? (на полянке)

Что нужно полянке, чтобы выросли цветы? (дождь)

Откуда появляется дождь? (из тучки)

Как появляется туча на небе? (вода испаряется из реки и скапливается в тучке)

Что нужно, чтобы вода из реки испарялась? (яркое солнце)

Солнце где находится? (в небе)

Кто изучает и солнце, и небо, и всю природу? (человек)

Воспитатель: Посмотрите, ниточка соединила всех нас. Такие же нити есть и в природе. Просто мы их не видим. Но в природе все связано между собой. Представьте, что в реке исчезла вода. Появится ли тогда на небе тучка? (ребенок отпускает ниточку) Польет ли тучка полянку? Вырастут ли на полянке цветы? Сможет ли поесть бабочка? Вот видите, как все в природе связано и что может произойти, если из цепочки исчезнет хотя бы один элемент.

Как нам надо вести себя в природе, чтобы не нарушить эти связи?

Игра с мячом: «Друг и недруг природы» Воспитатель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят.

Посадка деревьев.

Вырубка лесов.

Охота на редких животных.

Сбор первоцветов.

Строительство очистных сооружений на заводах.

Разведение костров в лесу.

Выброс дыма заводами.

Создание заповедников.

Выброс газов автомобилями.

Сбор макулатуры

Не включать громкую музыку

Не вырывать грибы.

Не ломать ветки.

Не разводить костры.

Не оставлять мусор.

Трогать яйца птиц.

Не брать диких животных домой.

Разрушать муравейники.

Не рвать охапками цветов.

Воспитатель: Планета Земля общий дом, и много лет мы в нём живём, но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

Гаснет свет, звук летающей тарелки, в зале появляется пришелец.

Пришелец: Прием, прием, куда я попал? Вижу небольшие неопознанные объекты, они шевелятся, приступаю к исследованию (стучит надувной палкой по плечам, коленкам детей, взрослых)

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня необычный гость, давайте поприветствуем его. (Здороваются)

Пришелей: Здравствуйте. Не бойтесь! Я не причиню вам вреда. Я прилетел к вам из будущего.Где я нахожусь сейчас? (дети отвечают-на планете Земля. Пришелец подходит к окну смотрит и качает головой) -Нет! Вы меня обманываете это не планета Земля! -Я вам сейчас докажу у меня есть с собой диск с фотографиями планеты Земля. Давайте посмотрим! (дети смотрят фото).

Воспитатель : Ребята, разве так выглядит наша Земля? Вы хотели бы жить на такой планете?

Пришелец : -Ох и жарко тут у вас! (пришелец достает бутылку с грязной водой и хочет попить, воспитатель его останавливает)

Воспитатель : Остановись! Что ты делаешь!

Пришелец: (пугается) -Что вы так шумите! Мне очень страшно! В чем я виноват?

Воспитатель : - Ребята, помогите нашему гостю, расскажите ему, что он делает не так!! (дети рассказывают пришельцу, что нельзя пить такую воду)

Воспитатель : Почему на планете гостя такая вода? (она загрязнена) Почему? Давайте посмотрим, как это происходит.

Исследовательская деятельность «Загрязнение почвы»

Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положим губку - это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое - то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).

Какие вредные вещества вы знаете? (ответ детей: Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое.)

Вы видели, где - ни будь, чтобы вредные вещества попадали на почву? (дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).

Правильно! Кажется, они лежат и никому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).

Что происходит! (ответы детей: Грязная вода пошла глубже в почву.)

Исчезло ли вредное вещество? (Дети: Нет.)

Если оно не исчезло, то куда оно делось? (дети высказывают свои предположения).

Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает? (В реки, озёра, моря, океаны)

ВЫВОД: Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах. ДОЛЖНО ПРОЙТИ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОДА СНОВА СТАНЕТ ЧИСТОЙ!

Воспитатель: Ребята давайте теперь покажем нашему гостю как можно очистить воду.

Дети подходят к столам и с помощью фильтра очищают воду.

(пришелец пробует чистую воду и приходит в восторг)

(слышится шум мотора. Воспитатель начинает чихать и кашлять)

Воспитатель: Дышать стало совсем невозможно. Что это было? (машины загрязняют воздух)

- Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям). Чем мы дышим? (Кислородом ). А что выдыхаем? (Углекислый газ ). Что произойдет, если исчезнет воздух? (люди не смогут жить ). Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух на земле очень загрязненный ). Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).

Игра «Хорошо-плохо»

Ребята, а как вы думаете завод (автомобиль) это хорошо? (ответы детей) А почему завод это плохо?

Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? (ответ детей, можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чищена фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

А где воздух чище и легче дышится? (ответ детей, в лесу.)

Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.

Психогимнастика «Зернышко»

Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза... Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. И «росток» превращается в прекрасное «дерево» . «Дерево «хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагивается своими «листочками» к соседям «деревьям» . И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка...

Вот какой долгий путь проходит дерево, прежде чем вырасти большим и могучим!

А еще надо не ломать, не губить деревья и кустарники, не рвать листочки. И тогда в нашем городе будет всегда чистый воздух!

Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответ детей, посадить деревья, кустарники.)

Практическая работа «Посади дерево» (дети сажают в горшки семена деревьев)

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Пришелец: - Жаль, что у нас на планете нет деревьев!

Воспитатель: - Ребята, а давайте подарим гостю наши горшочки. Семена прорастут и на его планете появятся молодые деревья, которые будут очищать воздух.

Пришелец: -Спасибо вам, друзья!

(раздается тревожный сигнал)

Пришелец : Ребята, мне уже пора! Спасибо вам большое, я рад, что с вами познакомился! уходит.

Рефлексия: - Ребята, важно ли то, что мы сегодня с вами делали? Почему?

Какое задание больше всего понравилось?

Появляется инопланетянин уже не зеленого, а желтого цвета.

В. - Что случилось?

И. - Все у вас хорошо, мне нравится на планете Земля, но здесь жить тяжело и очень опасно. У нас на планете только звездолеты, а у вас столько транспорта, что я задохнулся от выхлопов газа и не могу дальше продолжать свое путешествие. Как же вы здесь живете?

В. - Ребята, давайте расскажем, как мы заботимся об экологии на нащей планете, очищаемвоздух. (ответы детей)

И. - А как же жить в городе, где машины производят столько выхлопов газа? Мы наверное не мсможем с вами общаться, мы в таких условиях не выживим! А как жаль!

В. - Ребята, а что же можно придумать?(Предполагаемые ответы детей)

В. - А что такое Экологически чистый транспорт? А есть ли такой транспорт у нас на Земле? (ответы детей)

В. - Я педлагаю побыть немного изобретателями и придумать экологический транспорт будущего. Выбирайте себе материал для работы, а когда нарисуете, расскажите нашему гостю о вашем изобретении и почему он не будет приносить вред окружающей среде.

Дети рисуют и рассказывают, как и на чем работает их транспорт.

И. - Я думаю вы справились с поставленной задачей и когда вырастите, ваши рисунки превратятся в экологически чистый транспорт. И мы с удовольствием будем дружить с вашей планетой, а теперь будем прощаться.

(Инопланетянин прощается и улетает на своем летательном корабле)

В. - Какая у нас интересная произошла встреча Жаль, что инопланетянин не смог дольше побыть с нами и рассказать о своей планете. Но как вы думаете сможем мы общаться с ним в дальнейшем?

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

В наше время космонавты сфотографировали Землю с космических кораблей. С большой высоты отчетливо видно, что Земля - шар.

А из чего состоит наша планета Земля, вы хотите узнать. Наружный твердый слой Земли называется земной корой, глубже земной коры находится мантия, ещё глубже - земное ядро. Земля окружена воздушной оболочкой - атмосферой. Когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали её модель, уменьшив размеры в миллионы раз. Эту модель назвали глобусом. Глобус - это модель Земли.

На столе передо мной

Закрутился: шар земной:

Арктика, Экватор, Полюс, —

Уместил всю землю. (Глобус) -

В: Что такое глобус? Глобус - это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Он круглый, т. е. такой же формы, как и планета Земля, на которой мы живем. Слово «глобус» обозначает шар.

В: А для чего нужен глобус?

Д: Чтобы смотреть, что где находиться.

В: Если посмотреть на нашу планету из космоса, то можно увидеть, что она голубая. Почему?

Д: Потому что много воды.

В: Да, и что же обозначают на глобусе синим цветом?

Д: Реки, моря, океаны, озера

Воспитатель. Земля - это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре - воды или суши?

Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми.

Воспитатель. Да, действительно, это вода, которая окружает материки со всех сторон. И поэтому, когда смотришь на нашу планету из космоса (обращает внимание на слайд, она кажется голубой. А вот суша раскрашена разными цветами. Что обозначает зеленый цвет?

Дети. Леса, равнины.

Воспитатель. А коричневый?

Дети. Горы.

Воспитатель. А вот здесь много желтого цвета, что это означает?

Дети. Здесь находится пустыня.

Воспитатель. На суше встречаются голубые пятнышки и линии. Что это?

Дети. Озера и реки.

Мы с вами знаем, что все люди на земле живут на суше. Эта суша расположена в разных местах планеты, а называются эти кусочки суши - материки. Вспомним, как же появились материки на планете? И в этом поможет нам Уля и расскажет легенду о рождении материков.

Легенда о рождении материков (рассказывает заранее подготовленный ребёнок).

«Очень-очень давно наша планета была вся покрыта водой. Это был Великий Мировой океан. Но однажды на поверхность океана всплыл огромный материк. Имя его было - «ПАНГЕЯ» - мать Земля. На этой земле часто были извержения вулканов.

Прошло ещё много миллионов лет и этот материк, после многочисленных извержений вулканов раскололся на шесть кусков, которые распылись по океану». Так, произошли материки на Земле.

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.

А сейчас я вам наглядно докажу о происхождении наших материков, извержение вулкана.

Эксперимент (воспитатель проводит эксперимент).

Описание проведения опыта «Извержение»

1. Ставим бутылку горлышком вверх, из-под газированной воды на противень.

2. Засыпаем бутылку землей со всех сторон, не закрывая отверстия.

3. Насыпаем в бутылку соду.

4. Окрашиваем уксус пищевым красителем и заливаем его в бутылку.

5. Из бутылки должна появиться красная пена, которая струится по земляному холмику.

Воспитатель делает вывод: В результате таких вулканических извержений на земле появились современные материки.

Что такое материки? (выслушивает ответы детей)

Уточняет: Материк — обширное пространство суши, омываемое морями и океанами Их всего 6. Назовите мне их

Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка. (показывают на глобусе)

Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.

Воспитатель:

На каком материке мы с вами живем? (ответы детей). Мы живем на стыке Европы и Азии. Эти две части света соединяют горы. И материк получил название - Евразия.

“Для чего мы с лесом дружим.

И зачем он людям нужен?”

Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).

Воспитатель-

В лесу всё прекрасно.

Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес.

А как легко и свободно дышится в лесу!

Лес - огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.

Лес - это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств.

Древесина - главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели.

При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства.

Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы.

Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Слайд загаженного леса

Воспитатель-посмотрите дети а всё ли в порядке в этом лесу?

Воспитатель-Кто набросал мусора,и что может произойти с нашей природоЙ (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить?

Дети: В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений.

Если мы будем мусорить, то растения погибнут и животным и птицам не чем будет питаться и негде будет жить, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.

Воспитатель: А что ещё нельзя делать в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям?

Буханенкова Светлана Ивановна
Конспект НОД по экологии «Помощь жителям Цветочного городка. Значимость воды и воздуха в жизни»

«Помощь жителям цветочного городка»

Задачи:

1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

— Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.

— Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.

3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.

— закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе - за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.

Материалы.

Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.

Ход занятия

I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»

Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)

Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

Физкультминутка «Воздушный шар»

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)

Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)

Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)

Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)

Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое.

Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: «Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»

Вопросы к детям:

Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?

Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.

А что стало с речкой?

Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.

Может ли рыба жить в такой реке?

Дети: Нет, вода слишком грязная.

4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные?

Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить.

5. А что будет с жителями городка?

Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)

I. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами. Как они сюда попали?

Так ведь это настоящая дорога, выложенная из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает.

Смотрите, ребята, волшебный теремок, а вот и деревце которое приглашает нас в гости, в осенний лес. Как называется это дерево?

А листья клена, какие?

Если листья желтые, значит, какое время года сейчас царствует в природе?

II. Основная часть

1.- Посмотрите, на листьях дерева кто-то изображен?

Ребята, осень, живущая в этом теремке, пропустит нас в лес, если мы скажем что общего у этих зверей с ней.

Игра «Теремок »

2. Вы, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

А чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные-актеры.

Первая остановка – «Лесной театр теней ».

(показ теневого театра + артикуляционная гимнастика, звучит спокойная музыка.)

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав.

«Белка и лиса»

Сверху белка прискакала, лиса здравствуй, ей сказала.

«Белка и еж»

Осмотрелась белка, а потом поздоровалась с ежом.

«Медведь»

За верхнюю губку заложен язык, медведь уступать никому не привык.

«Хомяк»

Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.

«Лиса»

Как будто колобок лежит на губе,слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Волк»

Клыки страшные свои чищу «чашкой» изнутри.

3. В этом театре не только животные актеры, но и вы тоже можете стать артистами. Давайте попробуем изобразить диких зверей.

Логоритмика «Дикие звери »

1.Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Облизывает лапу сластена косолапый.

2.Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается: кто - то по лесу крадется.

3.У лисицы острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

4.Работа со слогами.

Игра «Волшебные животные» (фото № 1)

Какие необычные карточки, что на них написано?

(беляц, медка, заведь). На что похожи эти слова?

Из названий, каких животных составлены эти слова?

Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут изображения их любимых лакомств.

Что у нас получилось?

Ребята, медведь любит рыбу, лиса мышкует. Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей?

У зайца морковь, у белки грибок. Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей?

5.Игра «Разведчики».

Ребята, лес большой и очень важно, чтобы у каждого зверя был свой домик. Постараемся найти всем зверям свое жилище.

6. Составление загадок .

Все животные без исключения любят, когда про них сочиняют загадки, сказки, пословицы. Ребята, давайте попробуем составить загадки про некоторых зверей. (Ёж, лось)

Для этого нам понадобиться наша схема составления загадок. (Фото № 2)

Пример: Ёж

Что у нас получилось.

Круглый, как клубок.

Хищный, но не волк.

Колючий, как игла.

Пыхтит, но не пароходная труба. (фото № 3)

(дети аналогично составляют загадку про лося.) (фото № 4)

Отличные загадки у нас получились!

7. Игра «Волшебный экран»

Белочка: - Здравствуйте ребята, узнали меня?

Слышала я, какие интересные загадки вы придумали про лося, да ежа. А обо мне что-нибудь знаете?

Белочка, ты слушай, а ребята расскажут и о тебе.

Работа с «волшебным экраном» для природных объектов.

5.Кто его «друзья»? (представители класса)

2.Что умеет делать?

8.Как изменится этот объект, когда вырастет?

4.Где живет объект?

1 Кто это?

7.Умел ли он

выполнять свое главное дело раньше?

6.Каким этот объект был раньше? Откуда появился?

3.Из каких частей состоит? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?

9. Что нужно, чтобы так произошло?

Белочка довольна и дарит вам картину и фотографии с изображением обитателей этого леса и хочет с вами поиграть.

Пальчиковая игра

Тук-тук-тук, тра-та-та,

Что за стук в лесу с утра?

Кто постукивает ель снизу до макушки?

Скачет белка вниз да вверх, белка поскакушка,

Поскакала-поскакала, никого не увидала.

8. Прием «Эмпатия»

Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться в шкуре любого зверя? В этом вам помогут волшебники: Слухач, Нюхач, Зоркий глаз и Волшебная рука. Каждый выберет, какого проводника-волшебника он возьмет с собой в картину.

Ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас в картину.

Открываем глаза, Даша кто ты? И т. д.

Молодцы, возвращаемся обратно в детский сад.

III. Итог

Где мы сегодня были?

С какими заданиями мы встретились в осеннем лесу?

Какое задание было самым трудным?

Хозяйка осень нарисовала для вас животных, но у нее закончились краски, все ушли на раскрашивание листьев. Ничего страшного, у нас есть фотографии подаренные белочкой, давайте подберем пару и разукрасим зверей в группе.

Цель: Развитие связной речи дошкольников, развитие логического мышления. Закрепления знаний детьми геометрических фигур, некоторых знаний о природе. Продолжать учить работать в компаниях.

Оборудование: Игрушка - стрекоза; два комплекта геометрических фигур; магнитная доска, фломастер, предметные картинки для тризовской игры «Рюкзак путешественника», «Зелёная поляна»; карточки «Угадай, чей след», альбомные листы с пятнами Роршеха (2 листа), мелки; круг Эйлера «Обитатели Земли».

Ход занятия

Разминка: Дети заходят в группу, приветствуют гостей, и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель : Ребята давайте вспомним нашу разминку «Дети в саду»

Вышли дети в сад гулять, Где кудахчет курица,

И решили наблюдать За цыплят волнуется.

Где гуляет наш котёнок, Как цветут в саду цветы

Где гуляет поросёнок Астры, бархатцы, кусты

Роз пахучих, клумба целая

И пионов грядка белая.

Наши дети погуляли

Много нового узнали

Воспитатель : Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по лесу? В лесу нет дорог, не ходит транспорт, а в иных местах даже пройти невозможно. На чём мы сможем отправиться в путешествие?

Воспитатель : Я вам подскажу. Наше средство передвижения по лесу зашифровано в этом насекомом. (Показываю детям стрекозу - игрушку)

Воспитатель: Как выдумаете, на чём мы отправимся в путешествие? Докажите, что это насекомое похоже на вертолёт! Молодцы! Мы отправимся в путь на маленьком вертолёте, он будет приземляться на небольших полянках, на берегах рек или озёр.

Воспитатель : Для начала нам нужно построить вертолёт. Как вы думаете, из чего мы можем его построить? Я принесла с собой материал для изготовления вертолётов. Каждый из вас подойдёт и возьмёт по две детали одного цвета (20 деталей - 10 - одного цвета, 10 - другого цвета). Дети берут схему вертолёта и выстраивают его (Вертолёты строят по схеме, работают дети за столиками) Получилось два вертолёта, двух цветов. Вот мы и разбились на две команды.

Воспитатель : Ребята, что нам понадобится в путешествии? (ответы детей.)

Воспитатель : В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы так думаете (можно поставить картинки).

Воспитатель : Вот и собрались, тогда в путь. Встаём вокруг своих вертолётов, берёмся за руки и говорим слова:

В путешествие летим мы Мы по лесу погуляем

Вертолётом - стрекозой Много нового узнаем

Над лугами, над полями, А потом наш вертолёт

Над высокими лесами. Всех нас в садик привезёт.

Воспитатель: А вот первая наша остановка, она называется «Зелёная поляна». Как вы думаете, почему эта полянка так называется? (Потому что на этой поляне множество разных растений, цветов и трав)

Какие цветы вы видите на поляне?

Давайте рассмотрим жизнь одного из растений в прошлом, настоящем и будущем времени. А какое это будет растение, вы узнаете, отгадав загадку:

Раньше был я жёлтым цветом,

А потом пушистым «дедом»

Ветер дунул, пух слетел

Стал я без цветка совсем. (одуванчик)

Воспитатель : Вам понравилось на этой поляне? Что нового для себя вы узнали?

Воспитатель : А вот и вторая остановка нашего вертолёта на полянке зверей. Посмотрите какая красота вокруг, синее небо, зелёная трава, душистые цветы, а окружают полянку высокие деревья и ветвистые кустарники.

Ребята, а каких животных, птиц или насекомых можно увидеть на этой полянке?

А почему мы никого не видим? Правильно, все звери попрятались от шума вертолёта, но оставили свои следы. Показываю детям карточки. Если мы с вами отгадаем, где чей след, то узнаем какие животные, птицы, насекомые живут здесь.

Каждая команда подойдёт к своему столику. Воспитатель раздаёт карточки с изображением похожим на следы обитателей леса и картинки с изображением насекомых, птиц, животных и т. д. Дети должны разложить картинки обитателей по «следам» на карточках.

Кто оставил такой след? Дети работают в компаниях. Некоторых можно спросить: Докажи, что это след зайца, или след насекомого. Можно повести с детьми взаимопроверку.

Воспитатель : Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают вокруг вертолётов и говорят слова.

Наше путешествие продолжилось на берегу озера. Прислушаемся, какие звуки вы слышите?

Ой, ребята посмотрите, вот и плакат висит. Что здесь написано? (Попросить детей прочитать) «Охраняйте обитателей водоёма»

Воспитатель : Здесь на плакате были нарисованы обитатели водоёма, но рисунок размыло дождём. Как нам узнать какие обитатели были нарисованы? Правильно, надо восстановить рисунок. (Пятна Роршеха). Воспитатель даёт детям плакат, и дети рисуют обитателей озера.

Воспитатель : Давайте вместе рассмотрим и узнаем, какие обитатели живут в этом водоёме. (Вешаем плакат на место и рассматриваем).

Как будем охранять этих обитателей?

Воспитатель : Ой, ребята, У нас в детском саду скоро обед, нам пора возвращаться. «Садитесь» в свои вертолёты. Дети встают вокруг вертолётов, говорят слова.

Воспитатель : Вот мы и дома. Сегодня мы совершили большое путешествие, многое увидели и узнали. Давайте отдохнём, присядем на дорожку и немножко поразмышляем. (Показываю круг Эйлера «Обитатели Земли»)

Как вы думаете, что это? Это обитатели нашей планеты Земля.

Представьте себе, что может случится, если одно звено выпадет из этого круга? (Закрываю тёмной полоской любое звено круга) Высказывание детей (Можно закрыть по очереди несколько звеньев ориентируясь по времени).

Воспитатель : Молодцы! Вы сегодня много узнали. Я думаю и с природой вы будите общаться бережно.