Идеи для... Подарки на... Традиции

Конспект просветительского мероприятия. Сценарий просветительского мероприятия "сохраним планету вместе". Оборудование и материалы

Оксана Ватолина
Сценарий образовательно-просветительского мероприятия

Сценарий образовательно-просветительского мероприятия

Тема мероприятия : «Путешествие в страну мирного атома» .

Подготовительная группа (6-7 лет, познавательная совместная деятельность, 25-30 минут, МБДОУ, 20 детей.

Оборудование, технические средства обучения : - наглядная модель атома;

Шапочки по количеству детей с буквами : Э, Н, П;

Тематические презентации;

Мультимедийные средства для презентации : экран, проектор, ноутбук.

Идея мероприятия : повышение интереса и уровня знаний дошкольников в области атомной энергетики, охраны окружающей среды.

Цели мероприятия :

Расширение познавательных горизонтов детей, ознакомление с понятием атома и его строением;

Формирование у дошкольников позитивного отношения и доверия к атомной энергетике и атомным технологиям;

Знакомство детей с электрохимическим заводом и его деятельностью;

Развитие любознательности, элементов логического мышления, детского творчества;

Привлечение внимания детей к профессии людей, работающих на электрохимическом заводе.

Этапы мероприятия .

I. Организационный момент.

Демонстрация слайд-шоу. (1-2 мин.)

Воспитатель : - Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на экран.

На экране появляются картины : атомный ледокол, атомная подводная лодка, атомная электростанция, модель атома. (Слайд-шоу) .

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти изображения ? Действительно, всё это объединено словом – атом.

Хотите узнать об атоме больше?

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в «Страну мирного атома» . Вас ждёт много нового и интересного, давайте поскорей отправимся.

II. Беседа с детьми об атоме. (2-3 мин.)

Воспитатель : - Ребята, из чего состоит весь мир, живая и неживая природа?

А может кто-то знает, что такое атом? .

Воспитатель : - Правильно, весь мир состоит из химических элементов, а химические элементы – из атомов.

Атом – наименьшая неделимая часть химического элемента, слово «атом» в переводе обозначает неделимый. Атомы очень малы, и мы их с вами просто так рассмотреть не сможем, зато можем о них послушать.

III. Чтение стихотворений детьми. (2-3 мин.)

Выходят 5 детей и читают стихотворения об атоме.

1. Мы сейчас расскажем вам,

Слушайте внимательно.

Из чего мы состоим,

Что мы пьём и что едим.

2. Из чего весь белый свет :

Солнце, речка, яблонь цвет.

Школа, ручки и тетрадки

И сорняк у нас на грядке.

3. Всё, что есть у нас вокруг,

Из молекул, юный друг.

Так для нас они малы,

Как песчинки для Луны.

4. Хоть молекула мала,

В микроскопе не видна,

Из частиц ещё помельче

Всё же состоит она.

5. У частиц тех имя есть,

Их названье – атомы.

Мы сейчас строенье их

Изучим обязательно.

Воспитатель : - Что вы узнали из стихотворений детей? (Предполагаемые ответы детей) .

Вам интересно узнать, из чего же состоят атомы?

IV. Рассказ воспитателя, демонстрация наглядной модели атома.

(3-4 мин.)

Воспитатель : - Атомы состоят из ядра и электронов.

На доске воспитатель демонстрирует модель строения атома, сопровождая показ стихотворением.

Отрицательный заряд

Есть у электрона…

Он вокруг ядра кружит

Словно спутник новый.

Воспитатель : - Ядро состоит из протонов и нейтронов, у протонов – положительный заряд, а у нейтронов – нет заряда.

Две сестры в одном ядре

Жили – поживали,

Их протоном и нейтроном

Люди называли.

Положительный заряд

У сестры – протона,

У другой сестры-нейтрона

Нету никакого.

Воспитатель : - Протоны, нейтроны и электроны находятся в постоянном движении, так вырабатывается энергия. Я предлагаю вам сейчас превратиться в частицы атома и поиграть.

Дети надевают шапочки с буквами : Э – электроны, Н – нейтроны, П – протоны.

V. Физкультурная минутка.

Игра «Собери атом» . (2-3 мин.)

Одни становятся электронами, другие – нейтронами, а третьи – протонами. На полу два круга : внутренний – ядро, внешний – движение электронов.

По команде воспитателя : «Раз, два, три – атом собери!» под музыку дети создают модель атома и показывают движение частиц.

Затем разбегаются в разные стороны, по команде воспитателя вновь собираются на свои места (нейтроны и протоны в центре, электроны по внешнему кругу) .

Воспитатель : - Молодцы, мы с вами отдохнули, получили заряд энергии и бодрости.

Дети проходят и рассаживаются на свои места.

VI. Беседа воспитателя с детьми. (1-2 мин.)

Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, для чего нужна атомная энергия? (Предполагаемые ответы детей) . Конечно, для того чтобы летали ракеты, плавали корабли, жили люди и получали такую нужную энергию.

Воспитатель : - А в нашем городе есть такое место, которое связано с атомами, с атомной энергией? (Предполагаемые ответы детей) .

Воспитатель : - Конечно, это электрохимический завод (ЭХЗ, который известен не только в нашей стране, но и во всём мире. И мы с вами должны гордиться, что живём в таком известном городе, о котором знают даже за границей, потому что у нас находится ЭХЗ.

Мы сегодня пригласили в гости папу нашего воспитанника Цоколова Степана, который работает на ЭХЗ и может рассказать много интересного.

VII. Рассказ папы об ЭХЗ и мультимедийная презентация. (4-5 мин.)

Сергей Владимирович Цоколов приготовил интересный фильм-рассказ о нашем заводе.

На экране демонстрируются слайды с изображением ЭХЗ .

Рассказ об электрохимическом заводе.

После рассказа и просмотра дети задают интересующие их вопросы.

Затем Сергей Владимирович дарит детям на память альбомы, книги, открытки о заводе.

VIII. Итоги мероприятия и оценка полученных детьми результатов.

(2-3 мин.)

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что интересного вы узнали сегодня, а что больше запомнилось? (Предполагаемые ответы детей) .

Как вы думаете, нужна атомная энергетика людям? Что интересного узнали о нашем заводе?

А вы бы хотели работать на ЭХЗ, когда вырастете? (Ответы детей) .

Ребята, что из того, что сегодня вы узнали, вам пригодится в будущем?

Что самое главное вы запомнили об атомной энергетике? (Ответы детей) .

Дорогие ребята, пока мы с вами путешествовали, к нам в группу пришло письмо, а в нём – приглашение посетить музейно-выставочный центр ЭХЗ. Экскурсия в музей позволит нам узнать много нового о нашем заводе и о мирном атоме.

Публикации по теме:

Образовательно-воспитательная работа в детском саду. Советы и рекомендации для родителей ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ…. Группа раннего возраста: развивали культурно-гигиенические навыки (учились пользоваться салфеткой и носовым платком, самостоятельно.

Конспект занятия «Сортируем мусор – бережем природу» Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Задачи:.

Образовательно-игровая программа по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Волшебное превращение» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №82» Образовательно-игровая программа по ПДД для детей среднего дошкольного возраста.

Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто» Пояснительная записка Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. В настоящее время в области экологии просматриваются.

План-конспект совместной образовательно-художественной деятельности для детей подготовительной группы «Театральная афиша» План-конспект совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Афиша» (художественный.

План образовательно-воспитательной работы с детьми подготовительной группы. Тема недели «Труд взрослых. Профессии» Понедельник «17» октября 2016г. Тема недели «Труд взрослых. Профессии» Итоговое мероприятие ___ I половина.

План воспитательно-образовательно работы. Тема недели «Домашние животные» Выполнила Михеева Татьяна Константиновна Воспитатель ГБОУ ООШ пгт Новосемейкино структурное подразделение «Детский сад №20» Красноярского.

Проект образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Витаминная сказка» Актуальность темы: Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое.

Сценарий мероприятия Сценарий ко Дню защиты людей с ограниченными возможностями «Наши сердца - Детям» 1. Гости рассаживаются 2. Начало концерта Ведущий: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое.

Сценарий образовательно-досугового мероприятия в старшей группе «Осенняя ярмарка» Сценарий образовательно-досугового мероприятия в старшей группе «Осенняя ярмарка». Воспитатели старшей группы-МБДОУ-№3 Сапожковский.

Библиотека изображений:


План-конспект просветительского мероприятия для учителей

Разработала Намм Л.А. педагог-психолог МОУ «СОШ № 6» г. Торжок

Тема «Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей и подростков».

Цель: изучить проявление одаренности у детей и подростков и рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.

Задачи:

1. Познакомить педагогический коллектив с понятием «одаренность».

2. Познакомить учителей с видами одаренности.

3. Сформулировать совместно методы педагогического сопровождения одаренных учащихся.

^ Объект - явление « одаренность»,

предмет - особенности педагогической работы по поддержке и сопровождению одаренных детей и подростков.

Начало:

Разогрев: Продолжите фразу «Я могу работать с одаренными детьми, потому что……»

Основной этап:

Сообщение психолога по проблеме одаренности. 10 минут

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выделяют общую одаренность и специальную одаренность.

^ Общая одаренность проявляется в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, высокой обучаемости предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

^ Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо специальной деятельности: музыкальной, математической, спортивной, художественной и т. д.

В специальной одаренности выявляют способности в интеллектуальной деятельности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, основу одаренности образуют врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы (задатки ), которые развиваются в результате специально организованной деятельности в способности.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а «дарование» – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

^ Одаренные дети, какие они?

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Среди определений понятия «одаренный ребенок » наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»:

«^ Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности, Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально – педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

^ Согласно теории Богоявленской Д.Б.,

«Инструментальный аспект поведения

Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности - новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

^ Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

^ Виды одаренности:


  • Художественная одаренность . Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

  • ^ Общая интеллектуальная и академическая одаренность . Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

  • ^ Творческая одаренность . Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые – увы! – вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

  • ^ Лидерская одаренность . Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.

  • ^ Практическая одаренность . Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей действительности, не обязательно отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.
^ Работа в группах - Мозговой штурм (10 минут)

1 группа - « Проблемы в обучении, с которыми сталкивается одаренный ребенок ».

2 группа: «Проблемы, с которым сталкиваются учителя при наличии в классе одаренного ребенка».

3 группа: «Проблемы родителей одаренных детей».

4 группа: «Пути решения проблем одаренного ребенка, вовлечение его в разнообразные виды деятельности».

Каждая группа озвучивает результаты своей работы.

^ Заключительная часть: Подведение итогов работы

*педагогическому коллективу изучить литературу по проблеме одаренности;

* начать работу по выявлению детей и сбору данных об одаренных и талантливых детях;

*подготовить педагогические кадры для работы с одаренными детьми;

*продолжать работу школьных научных обществ, вовлекать детей в их деятельность;

* вовлекать детей в научно-исследовательскую и поисковую работу;

*проводить ежегодно научно-практическую конференцию, олимпиады, интеллектуальный марафон;

*вовлекать детей в работу музыкальных, изобразительных, прикладных, спортивных коллективов.

^ Рефлексия занятия : Продолжи фразу: «Я буду работать с одаренными детьми, потому что …»

Педагогам раздаются памятки по работе с одаренными детьми.

^ Памятка для педагога

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимы:

Общая профессиональная подготовка - предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу ученику)

Профессионально значимые личностные качества: чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, энтузиазм, энергичность, высокий интеллект, уверенность в себе, иметь творческое нетрадиционное личное мировоззрение.

Педагог не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи, им очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность при оценке их деятельности. Необходимо их вовремя похвалить ! Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огромную роль в формировании ценностных критериев, которыми они будут руководствоваться по жизни.

в книге « Счастливые родители одаренных детей»:

1. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.

2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.

4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.

Вывод: одаренный ребенок приходит в школу, как и любой другой школьник, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом его высшие потенциальные возможности.

Воспитательное мероприятие

Тема: «Я в кругу друзей»

Цели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности; воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания.

Оборудование : плакат «В дружбе – сила»; пословицы о дружбе, ассоциативный куст (паутинка) «Дружба», правила дружбы, тест «Я в кругу друзей», клумба «Дружбы».

Эпиграф: Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Ход мероприятия

    Организационный момент

    Мотивация

    Психологический настрой (проговаривание)

У меня все хорошо. Я испытываю хорошие чувства к другим людям и получаю в ответ столько же тепла. Я умею дружить, умею дорожить дружбой.

Ребята, сегодня я предлагаю очень интересную, нужную и серьёзную тему для разговора.

    Предвидение (прогнозирование)

Посмотрите, сейчас вы сидите за партой не так, как обычно, а каждый со своим другом. Так догадались, о чем мы сегодня поговорим? (о дружбе)

    Сообщение темы.

Да. Разговор будет о дружбе и о друзьях.

Тема нашей беседы «Я в кругу друзей»

    Ожидание.

Что же вы ожидаете от сегодняшнего разговора?

Ответы детей:

Я хочу узнать, что такое дружба.

Я хочу узнать, кто такой друг.

Я хочу узнать, кто может быть настоящим другом.

Мне интересно знать, как иногда поступать с другом, если он не прав.

Мне важно знать, в чем соглашаться с другом? Бывают ли случаи, когда важно не согласиться? Как можно не согласиться, не обидев при этом своего друга.

    Коллективное обсуждение

    Чтение высказываний.

Прочитайте стихотворение и вы узнаете, сколько интересного можно делать вместе с друзьями-одноклассниками

Как хорошо, что есть друзья!

Без них на свете жить нельзя.

Ведь с другом можно рисовать

И в игры разные играть.

И есть, и пить, и танцевать,

А можно просто помолчать.

И друг сумеет все понять,

И если трудно, поддержать.

Как хорошо, что есть друзья!

Без них на свете жить нельзя.

    Инсценировка

В. Осеева «Синие листья»

Ответить на вопросы: Кто такой настоящий друг? В чем важно согласиться с другом? Бывают ли случаи, когда важно не согласиться?

4 . Игра «Я тебе, ты – мне»

    Дружба и братство - … (дороже богатства)

    Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей)

    Друг познается …(в беде)

    Старый друг лучше … (новых двух)

    Дерево сильно корнями, а человек … (друзьями)

    Дружба, как стекло, разобьешь не …(склеишь)

    Человек без друзей, что дерево …(без корней)

5.Игра «Волшебные очки»

Хорошо, когда есть хорошие и верные друзья рядом. А сейчас сыграем в игру «Волшебные очки». Сквозь них видно только хорошее. Передавая очки из рук в руки, расскажите. Что хорошее вы видите в своем друге?

(Добрые глаза, добрая улыбка, хороший друг, отзывчивый, всегда поможет, добрая душа, доброе сердце)

6.Монолог: Что такое дружба?

Учитель: Что такое Дружба, каждый знает –

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну, а все же, что обозначает это слово? Значит, что оно?

1-й ученик

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,

Позвонить ему по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

2-й ученик

Если друг твой что-то, к сожаленью

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо без сомнения

Правду высказать ему в глаза.

3-й ученик

Дружба – в радости и дружба – в горе,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг – не тот, кто льстит,

А тот, кто спорит.

4-й ученик

Дружба никогда границ не знает

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Для всех детей и белых, и цветных.

    Составление ассоциативного куста

Составим ассоциативный куст, паутинку сплетем, и слова к дружбе подберем.

Взаимопонимание

Преданность

Дружба Уважение

Честность

Сопереживания

Чуткость

Симпатия

Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать дружбу?

С какой погодой вы сравниваете дружбу?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Клумба «Дружбы»

Разобраться в этом поможет игра «Цветок Дружбы» и составление вами «Клумбы Дружбы».

У вас на партах лежат лепестки разного цвета, соответствующие чертам характера друга. Выберите 5 основных, по вашему мнению, качества, которые вы цените в своем друге. Посмотрите на опору. Каждая черта характера соответствует определенному цвету.

*Доверие (фиолетовый)

*Доброта (розовый)

*Верность (оранжевый)

*Взаимопонимание (желтый)

*Чуткость (зеленый)

*Честность (голубой)

*Уважение (красный)

А сейчас составляем свой «цветок Дружбы». Этими цветами мы украсим нашу клумбу.

Посмотрите, как расцвела наша клумба, какой красочной она стала! Какие же главные качества вы больше всего цените в друге?

Проанализируйте эту таблицу, сделайте выводы. Легко ли быть другом? (Нет, трудно, так как нужно самому быть хорошим человеком, а ведь это всегда трудно).

- «Хочешь иметь друга – будь им». Это мудрое старое правило.

Иначе, потрудись душой для рядом находящегося человека, умей воспринимать его горести, как свои собственные, подумай о том, как сделать его счастливее, не пожалей для этого ни сил, ни времени.

    Игра «Угадай мелодию»

А сейчас давайте угадаем мелодию песен о дружбе:

«С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки»

«Если с другом вышел в путь –

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями – много».

«Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг…»

- Человеку нужен друг. И не только в беде, но и в радости тоже. «Разделенное горе в половину меньше, разделенная радость вдвое больше», - гласит народная мудрость.

Как вы думаете, существуют ли законы дружбы.

    Правила дружбы.

    Один – за всех, а все - за одного.

    С хорошим другом веселей в удаче, легче в беде.

    Не оставляй друга в беде.

    Будь требовательным в дружбе.

    Не смейся над недостатками друга

    Умей прощать другу.

    Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи его.

    Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

    Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо.

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если он споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

    Обсуждение проблемных ситуаций

    Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь?

    Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе, и ты.

    Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду?

Не стой в стороне равнодушно

Когда у друга беда

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда!

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты всегда!

    Мимическая гимнастика.

Дружба начинается с улыбки. Она должна быть светлой и радостной.

Улыбка это ключик к душе каждого человека, к пониманию друг друга.

Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь сегодняшнему дню.

    «Могут ли руки подружиться»

– А сейчас приложите свою ладошку к ладошке друга.

Скрепите дружбу своим теплом, пронесите тепло дружбы через всю жизнь. Будьте хорошими друзьями, так как дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

    Рефлексия.

Легко ли быть другом?

Что же такое дружба?

Спасибо, ребята, вам за сотрудничество. Вы все старались!

Дружите между собой! Пусть ваша дружба будет крепкой!

Звучит песня «Дружба крепкая»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №64

Конспект консультативно – просветительского мероприятия в форме семинара для педагогов

«Учитель и проблемы дисциплины»

Разработала:

педагог-психолог

Власова А. Ю.

Нижний Тагил

2015 г.

Цель: Оказать помощь педагогам во взаимодействии с обучающимися с «плохим поведением» на уроках.

Задачи:

    Дать информацию о возможных мотивах (целях) «плохого поведения».

    Познакомить с основными правилами поведения педагога во взаимодействии с обучающимися с «плохим поведением».

    Познакомить со способами экстренного педагогического воздействия при нарушениях дисциплины на уроке.

Вступление

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины.

Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона - чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы – это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

    Распознать истинный мотив проступка.

    В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

    Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

На этом семинаре мы рассмотрим все три вида навыков, позволяющие педагогу вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе, а также изучим разнообразные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного разными целями.

Нам педагогам важно не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность ученика.

Важным критерием педагогического общения считается сохранение внутренней свободы партнера по общению. Это такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы. Свободная личность – это ответственная личность. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка. Свобода-ответственность – нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимо самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и … более безответственным.

Поведение ваших учеников, кем бы они ни были, подчинено трем основным законам.

1-й закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, мы сможем начать влиять на решения наших учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее. Учитель, влияя на этот выбор, сможет чувствовать себя увереннее. Право выбора должно быть признано учителем за каждым из учеником.

2-й закон Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.

Что означает «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для каждого человека. Ежедневно в течение 10-11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание занять свое место в этой общности. Эта потребность воплощается в три частные цели:

    Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность),

    Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассникам и (коммуникативная состоятельность),

    Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

3-й закон Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

    Привлечение внимания

    Власть

    Месть

    Избегание неудачи

Мотивы «плохого поведения»

Тема 1. Привлечение внимания

Есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание, и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Такие ученики придумывают различные выходки, суть которых – демонстративность.

Такое поведение проявляется в активной и пассивной формах.

Активная форма поведения

Активные механизмы привлечения внимания действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. Н-р, ученик входит в класс, когда урок продолжается уже минут 10, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записки через весь класс, задает учителю вопросы, не относящиеся к теме, стучит по парте карандашом, корчит рожи и мн. др.Если применять адекватные методы экстренного вмешательства, то поведение демонстративных детей может сильно измениться.

Пассивная форма поведения

Такие ученики «редко» заводят класс. Опасность подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. И тут включаются тихие саботажники. Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. При этом вы знаете, что вне ситуации урока, они реагируют и действуют совершенно нормально.Исправить «пассивных» труднее, чем «активных». Они часто говорят: «за что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!».

Причины поведения, направленного на привлечение внимания.

    Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.

    Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

    Чем меньше внимания дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе, т.е. испытывает дефицит личного внимания к себе, чувствует себя «пустым местом».

Тема 2. Власть.

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают вызов.

Активная форма поведения

- Вспышки негодования. Они нужны для манипулирования взрослыми и для достижения желаемого. Н-р, ученики младших классов демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать.

- Словесное негодование.

I вариант. Более взрослые ученики просто хамят – неуважительно и вызывающе отвечают учителю на задание сделать что-то.

II вариант. Выдают «Синдром адвоката».- не хамят., а в вежливой и дружелюбной манере предлагают абсолютно нелогичное объяснение своего «плохого» поведения: «Можно я не буду делать сам-ную, а то уже мало времени осталось. Лучше я повторю формулы».

Пассивная форма поведения

- Тихое непослушание . Они избегают «сцен», не демонстрируют явную конфронтацию. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим слушать. А затем делают то, что хотят они.

- Оправдание ленью. Лень – это выбранное поведение. И если разгадать его как пассивное властолюбие, то можно начать работать, чтобы изменить его.

- Оправдание плохим вниманием. Хотя часами может сосредоточенно играть в компьютерные игры.

- Оправдание забывчивостью. Дети постоянно забывающие делать д\з хорошо помнят программу телевидения на несколько дней вперед.

- Оправдание физическим состоянием. Если ученик ссылается на плохой слух, зрение, внезапное ухудшение состояния здоровья лишь в ситуациях, когда ему надо выполнять требования учителя, но не жалуется, когда решает даже более сложную задачу по собственному выбору, то скорее всего имеем дело с пассивным властолюбцем.

Причины властолюбивого поведения

    Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.

    Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.

Тема 3.Месть.

Ученики, выходки которых продиктованы местью, часто выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это - самый тяжелый случай для воспитателя.

Ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Итак, зерна глубокой обиды прорастают мстительностью. Такая выходка может последовать через 2 минуты, 2часа, 2 дня, 2 недели, а может и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует.

Провоцировать мстительность могут не только учителя, но и родители, др. ученики, администрация школы. Но при этом многим из этих людей мстить довольно рискованно, а учитель, находящийся рядом – отличная мишень, чтобы отомстить за боль и обиду, нанесенную другими.

Активная форма поведения

- Прямые физические акты насилия.

-Непрямые физические акты насилия (не на учителя, а на то, что с ним связано). Н-р: портят мебель в кабинете, могут украсть вещи личные, срезать цветы и т.д.

- Психологические акты насилия- оскорбления и хамство (знают тысячу и одну фразу, смысл которых «Я тебя ненавижу»).

- Оскорбления действиями. Ученик старается подвергнуть атаке ценности, которые важны учителю. Н-р, учитель высоко ценит вежливость, такой ученик при виде этого учителя примется расталкивать малышей при входе в столовую, ругаться матом и т.д.

Пассивная форма поведения

- Отчужденное избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы, некоммуникабельны. Они задевают учителя неподатливостью. Учитель чувствует неспособность что-то сделать.

Причины мстительного поведения

Насилие в стенах школы существует, потому что его много в мире за стенами школы. Особенно много насилия на экране телевизора, в компьютерных играх. Дети редко видят приемлемые способы переживания гнева и обиды. Обычная же модель – это ответный удар (н-р, в боевиках).

Тема 4. Избегание неудачи.

Такие ученики стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Часто не делают ничего из задаваемого учителем, надеясь, что он этого не заметит.

Активная форма поведения

- Припадок в ситуации полного отчаяния (приступ гнева). Это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи (хлопают крышкой парты, бормочут ругательства и т.д.).

Пассивная форма поведения

- Откладывание на потом (Н-р: «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» - вот их кредо).

- Недоведение до конца (начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку).

- Временная потеря способности выполнить необходимое действие (н-р: ученик хорошо успевает по академич. предметам, как только приходит время идти на физ-ру, у него появляются приступы головной боли или зубной боли, коликов в животе – все что может быть причиной не идти).

- Оправдание официальными медицинскими диагнозами.

Причины поведения, направленного на избегание неудачи.

1. Отношения по типу «красного карандаша» (взрослый в основном занимается тем, что указывает ребенку на ошибки и несостоятельность, не обращая внимания на его удачи и достижения). Такой стиль бесполезен, т.к. ученики сами прекрасно знают, что делают ошибки. Существует заблуждение, что если указать ученику на его ошибки, у него возникает мотивация их не повторять. На самом деле происходит обратное.

2. Неоправданно высокие ожидания.

3. Перфекционизм (требование от себя совершенства).

4. Упор на соревнование.

Выбор техники экстренного педагогического вмешательства

Основные правила.

Правило №1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведение) ученика, а не на его личности.

- Описывайте поведение ребенка безоценочно. Избегайте таких слов, как «плохо, неправильно, глупо, по-хамски». Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

- Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это правило «здесь и сейчас», т.е. говорите о том, что произошло только что.

- Будьте твердым, но доброжелательным. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его, и в то же время доброжелательными, чтобы у ученика не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с нами.

Правило №2.

Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует «плохое» поведение, учитель переживает весьма неприятные эмоции: гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, это нормально. Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Учитель начинает злиться, а ведь ради этого игра и затевалась, властолюбивым учеником.

Для разрядки выбирайте:

    физические упражнения

    домашние дела

    общение с друзьями

    психологически: найдите место и представьте, что перед вами ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в классе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д. Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, кричите как можно громче.

Правило №3.

Не усиливайте напряжение ситуации.

Это правило тесно связано с предыдущим. Не делайте и не говорите то, что может усилить напряженность ситуации.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

    произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,

    оставляем последнее слово за собой,

    используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,

    разговариваем с сарказмом,

    даем оценку характеру ученика,

    действуем с превосходством, используем физическую силу,

    втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

    настаиваем на своей правоте,

    читаем морали,

    ставим учеников в угол,

    оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,

    формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

    изображаем негодование,

    передразниваем учеников,

    сравниваем одного ученика с другим,

    командуем, требуем, давим,

Правило №4.

Обсуждайте проступок ученика позже.

Поговорить о некрасивом поведении ученика нужно обязательно, но только не в момент самой выходки, а возможно через час, может быть завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно обсудить инцидент. А не действовать в момент, когда оба разгорячены, взаимодействия конструктивного не получится. (Пример о Саше с.84).

Правило №5.

Позволяйте ученику «сохранять лицо».

Властолюбивые ученики знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать «По-своему».(Пример о Марине с.85). Перед тем как подчиниться они могут использовать некоторые способы игры «По-своему»:

Недовольное ворчание,

-«тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться,

Строят гримасы, выполняя вашу просьбу,

Демонстрируют вам какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,

Перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.

Но они подчиняются после этого! Если вы позволите им исполнить эту безвредную игру «По-своему», инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете чести и достоинства ученика. Оба – в выигрыше!

Правило №6.

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Крик, обвинения, унижения, ругань – все это черты агрессивного общения. Учитель тоже человек и может быть агрессивным, но … только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.

Помните! Если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это. Как только учитель меняют модель поведения на неагрессивную, дети довольно быстро перенимают это.

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

    Игнорируйте демонстративное поведение

Часто лучший способ прекратить такое поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа»– значит, цель не достигается с помощью этого действия.

    Зрительный контакт.

Пристальный взгляд (без обсуждения) – это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку.

    Становитесь рядом.

Физическое приближение – другой инструмент, помогающий минимизировать поведение. Без контакта глаз и без слов.

    Упоминайте имя ученика.

Этот прием дает минимум внимания и тут же рекомендует присоединиться к тому, что вы объясняете. Н-р: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о…».

    Посылайте «секретный сигнал».

Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Н-р, приложить палец к губам и сказать: «Тсс».

    Делайте письменные замечания.

Заранее подготовьте стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить.

    Используйте «Я-высказывание».

Бывают ситуации, когда учителю хочется крикнуть: «Прекрати немедленно!». Вместо этого применяйте формулу «Я-высказывание»:

Часть 1. Объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас.

Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент.

Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения.

Н-р: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!».

Если вы искренне, это действует на много учеников.

Разрешающее поведение

    Стройте урок на основе вопиющего поведения.

Н-р: дети помешались на плевках из трубочек, никакие воспитательные методы не помогали. Можно сделать мишень с обозначением различных зон и разрешить детям плеваться из трубочек при этом тщательно записывать результаты своих достижений. Очень скоро детям больше не захочется и слышать о плевках.

    Доведите до абсурда демонстративную выходку.

Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок; ученик стучит ручкой по парте – попросите класс взять ручки и постучать всем вместе 3 мин.Очень быстро у него пропадет интерес к этому делу. Ученик плюется из трубочки - дайте задание плюнуть 500 раз, вскоре ему не захочется это делать никогда и др.

    «Разрешенная квота».

Разрешается какое-то нарушение поведения, но только в том объеме, кот. оговорено заранее и с условием, что ежедневно объем будет уменьшаться.

Н-р: ученик громко икает на каждом уроке. Можно перед уроком договориться с ним, какое кол-во «иканий» ему будет позволено, но с условием, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. В углу доски можно делать пометки мелом. Когда лимит исчерпан, учитель говорит: «Петр, на сегодня – все!». Эта техника действует только с теми детьми, кот. привлекают ваше внимание!

Неожиданное поведение

    Выключите свет.

Когда класс стал неуправляемым, просто выключите свет на несколько минут. Нет необходимости читать в очередной раз лекцию о плохом поведении, они и сами это прекрасно знают.

    Используйте музыкальный инструмент.

Учитель музыки исполняет аккорд на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован другой музык.инструмент, и не только на уроках музыки.

Учительские крики не уменьшают беспорядок в классе и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Вместо этого начните говорить тише. Это больше привлечет их внимание к вам.

    Измените манеру речи.

Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, или начните вдруг говорить на другом языке. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом. Все это привлечет к вам внимание.

    Говорите со стеной (или с портретом).

Этот прием хорош в 5-7кл. Когда один или несколько учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог. Н-р: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!».

    Временно прекратите вести урок.

Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете», вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал, что пора прекратить такое поведение. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок»,- вот и все, что вам нужно сказать.

Отвлечение внимания ученика

    Задавайте прямые вопросы.

В критический момент полезно задать вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об …». Так вы отвлекаете от «плохого» поведения и направляете внимание ученика на урок. Эту технику рекомендуется использовать в сочетании с приемами стратегии 1 «Минимизация внимания».

    Попросите об одолжении.

Н-р: «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Гриша, сходи к Марье Ивановне и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?». Но использовать этот прием можно нечасто.

    Измените деятельность.

Если много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность. Попросите освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и т.д.

Поощрение хорошего поведения

    Благодарите учеников.

Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем постоянно указывать нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркиваете, что внимания учителя заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение. Благодарите и отмечайте тех, которые делают то, что вы просили сделать, н-р: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги-под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна. Но общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты делаешь то, что я ожидала» абсолютно неэффективны.

Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто!

Пересаживание учеников

    Просите ученика сесть на другое место.

Когда вы пересаживаете ученика, нуждающегося во внимании, вы лишаете его главной награды – зрителей. Н-р: «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», - и продолжайте вести урок.

    «Стул размышлений».

Поставить «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен быть в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных, например, перекрасить его в ярко-красный цвет. Это стул – место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Остальные должны знать, что нельзя беспокоить сидящего на таком стуле.

Примерная схема конспекта культурно-просветительского мероприятия, проводимого с родителями воспитанников

1.Форма организации взаимодействия с родителями: страничка в уголке для родителей (Приложение 4).

2. Тема: гендерное воспитание в семье

3. Цель: закрепить половую роль; сформировать культуру личности;

сформировать понимание и готовность исполнить свою роль в разных ситуациях; вызвать стремление к пониманию в отношениях между полами;

Просветительская: Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей. Расширить знания родителей об особенностях воспитания детей разного пола. Донести до родителей важность и глубину воспитания в семье.

Обучающая: развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с традициями в семейном воспитании; Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Воспитывающая: воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».

5.Предварительная работа: диагностическая работа; анкетирование;

6. Обеспечение: ручки, листы для записей, презентация, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.

7.Примерный ход (текст):

Консультация для родителей

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Происходит унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность, т. е несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков с гендерной позиции.

Что же такое гендер?

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Гендер - социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения.