Идеи для... Подарки на... Традиции

Аппликации для развития детей. Развитие творческих способностей дошкольников с помощью аппликации. Консультация на тему

Первоначально отметим, что в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 содержание образования определенного уровня определяется образовательными программами. Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику деятельности ДОУ в содержательном и процессуальном направлениях. Учебный план ДОУ принимается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» .

В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки одной из образовательных областей дошкольного образовательного учреждения является художественное творчество (рисование, аппликация, лепка).

Обязательное проведение занятий по аппликации в дошкольном учреждении является не случайным. Как уже отмечалось, в работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддьякова Н.Н., установлено, что дошкольники способны в процессе чувствительной деятельности, в том числе аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда возникает необходимость в привлечении детей к занятиям аппликацией, т.к. они при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Жарова Т.В. в своем исследовании доказала, что система развивающих занятий по художественной аппликации, включающая задания на освоение модельной и художественно-символической форм опосредствования, способствует решению «открытых творческих» задач и может быть направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей, но и способствует общему личностному развитию ребенка. Автор отмечает высокую взаимосвязь познавательного и творческого развития старших дошкольников, а также взаимосвязь творческого развития и уровня символических представлений детей.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая -- не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, различные природные материалы и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.

На занятиях по аппликации развивается мелкая моторика детей, а, следовательно, развивается и речь: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, положительно влияют на формирование связной речи.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение аппликацией требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, аппликация содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Детская аппликация, как вид изобразительного творчества, имеет общественную направленность. Ребенок делает аппликацию не только для себя, но и для окружающих. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творениям. Они чутко реагируют на замечания, оценку родителей, педагога, сверстников. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Обще групповые занятия аппликацией содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (когда, например, дети пользуются одним набором инструментов, одним клеем, ножницами и т.д.).

Занятия аппликацией способствуют как умственной, так и физической активности. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями вырезать, клеить предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Аппликация является также одним из средств эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Таким образом, можно сделать вывод: что использование аппликации оказывает большое значение для развития детей дошкольного возраста. В процессе занятий аппликацией развивается:

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие, глазомер;

Логическое воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

Художественные способности и эстетический вкус;

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

На современном этапе одной из важнейших задач педагогической теории и практики является формирование творческой личности. Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Современное направление системы дошкольного образования требует от педагога умения видеть в ребенке начало формирования личности. Поэтому не случайно появление в педагогической практике тенденции к интеграции содержания форм работы с детьми. Особенно важно появление интеграции в творческом развитии детей. С первых дней жизни человек начинает развиваться как личность. Развитие является необходимым условием существования личности. Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».

Организация увлекательной и содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении, насыщение его яркими впечатлениями, обогащение его эмоционально-интеллектуального опыта, который является основой для возникновения замыслов и развития воображения. Все это создает предпосылки творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна определенная потребность в творческой деятельности, что свидетельствует о наличии у них способностей, требующих внимания и правильного педагогического руководства.

В своем творческом развитии дошкольник проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа - представления к творческому обобщению, от восприятия цельного образа к осознанию его внутреннего смысла осуществляется под влиянием взрослого, т.е. воспитателя. По нашему мнению, развитию творческого потенциала дошкольников в полной мере способствуют творческому развитию дошкольников.

В течение очень длительного времени накапливался материал и опыт по исследованию детского творчества. С годами вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отмечал, что любая практика, любой опыт могут быть усвоенный двумя путями. Один из них - воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий.

Характеризуя творчество дошкольников, А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

В целом мы можем подчеркнуть, что доступной для детского творчества аппликацию делают простота и легкость ее исполнения. Дошкольники могут применять как уже готовые формы определенного цвета, так и творить собственные композиции, вырезывая элементы сюжетных изображений, узоров и т.д. Таким образом, занятия аппликацией являются эффективным средством формирования изобразительных умений и навыков, а также развития творческих способностей дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой «Пралеска» для дошкольников.

Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям .

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный - короткий, узкий - широкий, высокий - низкий, больше - меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности .

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов .

Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях .

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

Время, когда дети и родители занимаются совместным творчеством, - бесценно.

  • лепка;
  • рисование;
  • сочинительство сказок и рассказов;
  • домашний театр;
  • аппликации -

для детей любая творческая деятельность при активном участии внимательных и заботливых мам и пап важна по ряду причин. О преимуществах занятий и мы уже писали. Настал черёд поговорить о том, чем полезна для дошкольников аппликация.

7 причин заниматься с детьми аппликацией

Причина 1: Тренировка мелкой моторики

В зависимости от используемой техники, для создания аппликации нужно потрудиться:

  • рвать и мять;
  • рисовать и резать;
  • составлять и клеить…

В любом случае детские ручки без работы не останутся, а это значит, что мелкая моторика будет развиваться непременно.

Напомним, что работать над мелкой моторикой необходимо для своевременного формирования речи, для развития памяти, внимания и интеллекта.

Причина 2: Работа с разными материалами

Аппликация из бумаги - не единственный вариант для домашнего творчества с детьми. Вы можете использовать самые разнообразные материалы:

  • нитки и ткани;
  • солому и семена;
  • ракушки и крупы;
  • засушенные листочки и веточки;
  • пластилин и пластиковую посуду.

Вариантов масса. И каждый из них знакомит ребёнка с новыми фактурами, способствует сенсорному развитию дошкольника.

Включив аппликацию в программу ваших развивающих домашних занятий, вы можете планомерно, совместно с ребёнком находить для будущих шедевров новые нестандартные решения. Например, почему бы не сделать аппликацию из макарон или полиэтиленового пакета?

Причина 3: Знакомство с формой, размером, цветом

Форма, цвет, размер - основные признаки, по которым мы учим маленьких детей узнавать предметы. Занимаясь аппликацией, так легко и интересно закреплять эти базовые понятия!

  • Чтобы получить аппликацию «Снеговик», нам понадобятся 3 белых круга разного размера, а нос-морковку мы сделаем из оранжевого треугольника.
  • Если приклеить на лист фона три зелёных треугольника, получим ёлку.
  • Большие детали закрывают маленькие, а вот маленькие можно приклеивать к большим так, чтобы большие остались заметны.

Подключайте фантазию, выбирая, какую аппликацию создать с ребёнком. Грамотно используя возможности этого занятия, вы отработаете сразу несколько ключевых понятий, необходимых для эффективного развития дошкольника.

Причина 4: Развитие пространственного и образного мышления

Составляя из разрозненных частей нечто общее, более объёмистое, крупное и значимое, дети уже в младшем дошкольном возрасте учатся визуализировать теоретические решения разнообразных задач. Развитое пространственное мышление - навык, в котором нуждаются многие профессионалы:

  • дизайнеры;
  • архитекторы;
  • конструкторы;
  • инженеры;
  • художники.

Но и вне профессиональной деятельности умение мыслить трёхмерными образами позволит значительно повысить качество жизни.

Причина 5: Формирование навыков коллективного творчества

Чтобы создать действительно интересную аппликацию, нужно немало усилий:

  • продумать интересный сюжет;
  • подобрать оригинальные материалы;
  • подготовить фон и детали;
  • аккуратно прикрепить детали к фону.

Если заниматься творчеством совместно - в кругу семьи или с друзьями, - то можно и даже нужно разделять задачи между всеми участниками процесса. Делегирование ответственности ради достижения общего результата - важный навык, без которого сложно представить эффективную деятельность в какой бы то ни было сфере.

Причина 6: Представление о культуре труда

Заниматься творчеством с мамой и папой любят все дети. Главное - правильно организовать занятие, чтобы заинтересовать даже маленького нехочуху. Кстати, мы уже делали на эту тему достаточно подробный обзор на примере , но опубликованные в нём советы будут полезны и тем родителям, которые хотят заинтересовать ребёнка аппликацией. Другой вопрос, что творчество - это не просто развлечение. Это определённый труд. А приучать к культуре труда следует уже с самого нежного возраста:

  • Каждый должен поддерживать своё рабочее место в чистоте.
  • Инструменты для работы необходимо содержать в надлежащем виде.
  • Все излишки материала, непригодные для дальнейшей работы, следует сразу же выбрасывать.
  • Раскладывать востребованные в творческом процессе материалы и инструменты надо так, чтобы работа была удобной для всех, кто принимает в ней участие.

Причина 7: Эстетическое воспитание

Очень важно с младых ногтей прививать малышу чувство прекрасного. Любуясь красивыми предметами, созданными кем-то другим, а также создавая красивые вещи своими руками, дети учатся ценить эстетику, формируют утончённый вкус, развивают свои духовные потребности. Аппликация - эффективный инструмент творческой самореализации. Он применим даже для людей (детей и взрослых), не раскрывших в себе выдающихся художественных талантов.

Если вы с детства переживаете, что так и не научились красиво рисовать или создавать интересные поделки из пластилина, попробуйте освоить искусство аппликации вместе со своим ребёнком. Мы уверены, что эти занятия совместным творчеством привнесут в ваше родительство много новых оттенков счастья и удовольствия.

А какие поделки делаете вы со своими детьми? Можете присылать фотографии своих шедевров нам «ВКонтакте». Мы с радостью опубликуем их в нашей группе.

Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка не ограничивается эстетической стороной. Изобразительная деятельность, как известно, многогранна, и каждый ее вид способен оказывать определенное воздействие. В данной статье мы рассмотрим аппликацию, которая также играет весомую роль в процессе воспитания и обучения дошкольников, способствуя формированию многих личностных качеств, эстетических и психических возможностей детей.

Роль аппликации в образовании дошкольников

Значимость занятий аппликацией для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

  • развитие художественного вкуса
  • формирование художественных и графических навыков
  • становление эстетического восприятия окружающего мира
  • развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии
  • воспитание культуры зрителя
  • формирование знаний о мировой художественной культуре
  • развитие мелкой моторики

Младший дошкольный возраст

Приобщать малышей к занятиям аппликацией можно, начиная с 2-3 летнего возраста . В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребенка, придавая ей характер созидания. Этот период является весьма благодатным для формирования самостоятельности детей. В плане занятий аппликацией малыш 2-3 летнего возраста может следующее:

  • осознавать качества и свойства бумаги – она может быть гладкой или шершавой, плотной или мягкой, блестящей или матовой, разноцветной, ее можно разрезать или смять, скатать и порвать
  • получать первые знания о тех инструментах, которые необходимы для занятий аппликацией (ножницы, клей, кисточка и т.п.)
  • откликаться эмоционально на предложение взрослого принять участие в создании поделок
  • интересоваться элементарными действиями с бумагой
  • стремиться самостоятельно осуществлять эти действия
  • узнавать изображения, получившиеся в результате работы, радоваться вместе со взрослым

В возрасте 2-3 лет малыши могут выполнять полуобъемные и «мозаичные» предметные аппликации, изображая с их помощью самые простые явления окружающего мира. Это могут быть фрукты, овощи, веточки с ягодами или цветами. Выполненная на цветной бумаге и помещенная в рамку, такая яркая аппликация будет радовать глаз ребенка. Ее вполне можно использовать для украшения интерьера детской комнаты!

Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия. Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц. Только взрослый может передать малышу знания о функциях инструментов, показать, как можно использовать тот или иной материал, помочь овладеть спецификой работы с ним.

Отдельные действия ребенка включаются в полноценный процесс создания аппликации. Например, малышу можно поручить смять бумагу в комочек, скатать ее в шарик и т.п., постепенно усложняя задачу. Таким образом, ребенок готовится к более содержательному участию в процессе работы над поделкой. Поначалу малыш не воспринимает четко цвет или форму, не замысливает итоговое изображение. Но трехлетнему ребенку вполне можно поставить задачи сложнее.

  • Составить узоры на квадратной, прямоугольной или треугольной бумаге, сложив их из геометрических форм
  • Составить простые предметы из готовых форм (например, снеговика, домик или елочку)
  • Научиться пользоваться ножницами, резать бумагу по сгибу (сначала узкие, потом более широкие полоски, требующие нескольких взмахов)
  • Научиться смазывать детали бумаги клеем при помощи кисточки
  • Осознанно относиться к порядку выполнения аппликации (в первую очередь необходимо выложить узор или предмет, затем каждую деталь приклеивать последовательно)

Средний дошкольный

Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить:

  • Вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру
  • Создавать аппликации с использованием сухих листьев
  • Располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал)

Содержание поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями. Рука малыша действует более уверенно, поэтому ребенку становятся подвластны другие способы вырезания. Дошкольник может закруглить углы прямоугольника, получив круг или овал, срезать по прямой углы, получив трапецию или разрезать по диагонали квадрат, получив треугольники. Уже можно использовать готовые трафареты (в форме цветов, грибов и т.д.)

Научившийся пользоваться ножницами ребенок может вырезать детали не только из бумаги, но также из ткани (х/б, драп). Такие поделки более разнообразны в использовании. Дети 4-5 лет учатся также создавать аппликации из листьев растений, чередуя их по величине, форме, цвету, симметрично располагая на картоне той или иной геометрической формы. Следует помнить, что листок растения нельзя мазать клеем по той же схеме, что бумагу или ткань (по контуру кисточкой) – раскрошится. Кисточка здесь двигается от указательного пальца на левой руке к краям листка. В распоряжение ребенку предоставляются новые материалы – семена или веточки. Например, изображая бабочку, брюшко можно нарисовать или сделать из листочка, глазки можно нарисовать или приклеить семена.

Старший дошкольный

В этом возрасте (5-6 лет) дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание, учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой).

Содержание поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев (они считаются самым трудным видом аппликации). Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо), затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно). Дошкольники 5-6 лет уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу непосредственно над аппликацией.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, вы создаете основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

Материалы для аппликации

Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с ней необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки. Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. К примеру, если вы хотите живописать цветы, то лучше это делать на зеленой бумаге, кораблик – на синей, птиц – на голубой и т.п. Для отдельных элементов аппликации подойдет упругая, эластичная бумага сочных расцветок.

Ножницы, с которыми работает ребенок, должны иметь закругленные кончики. Хранятся ножницы в специальных подставках ручками вверх. Научите ребенка соблюдению осторожности при работе с ножницами – это не игрушка, нельзя ими размахивать, всегда необходимо аккуратно убирать их на место.

Кисточки подбираются разных размеров, поскольку элементы аппликации также бывают разными – мелкими и крупными. Если в одной поделке сочетаются крупные и мелкие детали, очевидно, что понадобится две кисти. Для больших поверхностей применяются плоские широкие кисти. Объясните ребенку и покажите ему, что после работы кисть нужно тщательно промыть в теплой воде, высушить, а затем убрать в специальную подставку, поместив кисточку ворсом вверх. В процессе работы кисть можно класть на горизонтальную поверхность.

Детали поделки можно наклеивать при помощи собственноручно изготовленного клея – мучного или картофельного. Соответственно, понадобится пшеничная или картофельная мука. Залейте ее стаканом воды и подогрейте на слабом огне, помешивая периодически, не доводя до кипения. Дождитесь густоты и прозрачности клейстера, затем снимите с огня, остудите и перелейте в керамическую или фарфоровую емкость.

Для работы также понадобится чистая подстилка, на которой ребенок будет намазывать детали клеем – это может быть просто белая бумага, которую вы будете периодически менять.

Работа над аппликациями из бумаги с использованием перечисленных инструментов помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия. Малыши учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.)

Подбирая бумагу для работы, обращайте внимание на ее эластичность. Детали не должны ломаться, Трещины на сгибах значительно снизят эстетический эффект, вызовут у малыша чувство неудовлетворенности поделкой. Выбирайте бумагу упругую и гибкую, которая хорошо поддается обработке, не требует дополнительных усилий при складывании.

Тканевые аппликации

Распространенным видом декоративно-прикладного искусства является вышивка, к разновидностям которой относится, в частности, аппликация из ткани. Тканевые аппликации подразумевают укрепление на одном куске ткани элементов из другой ткани либо при помощи клея, либо путем пришивания. Такие поделки бывают сюжетными, предметными, как одноцветными, так и многоцветными. Тканевые поделки требуют определенных умений, ведь ткань резать сложнее, чем бумагу, ее края осыпаются, что затрудняет работу.

Из природного материала

Народные умельцы из Украины, Молдавии, Белоруссии издавна используют солому в качестве поделочного материала, изготовляя из нее игрушки, коврики и даже сумки, украшая ею рамки, шкатулки. Соломенные аппликации выглядят невероятно привлекательно, радуют взгляд золотистым отливом благодаря глянцевой поверхности соломы и ее продольно расположенным волокнам, способным в определенном положении отражать свет. Расположив солому под разными углами, можно добиться неповторимого золотого блеска. Поделки из соломы послужат прекрасным элементом интерьера, а сувениры из нее станут приятным подарком. Предметная аппликация из соломы вполне по силам ребятам старшего дошкольного возраста. Выбирайте прямоугольные элементы для упрощения работы – квадрат (дом), треугольник (крыша или елка, парус на лодке), половина круга (шляпка гриба) и т.д.

Дети дошкольного возраста вполне могут работать с природными материалами – это интересно, увлекательно, позволяет приобщиться к природе, развить мышление, творчество, художественный вкус, наблюдательность, фантазию. Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Работа с природным материалом воспитывает любовь и бережное отношение к окружающему миру. А поскольку материал для аппликаций и поделок собирается детьми на свежем воздухе – это еще и полезно для здоровья.

Аппликации из тополиного пуха могут выглядеть совершенно удивительно – они изящны, воздушны и нежны. Они также бывают предметными и сюжетными, как и другие виды аппликации. Следует помнить, что легче работать в данном случае с меньшим количеством деталей, размеры которых, в свою очередь, достаточно крупные. Можно изображать животных с пушистой шерстью (котята, зайчата), птенцов (утята, цыплята) или растения с соответствующей фактурой (одуванчики). Для сюжетной аппликации подойдут березовые рощи или зимние пейзажи. Оригинально и необычно смотрятся декоративные аппликации из тополиного пуха – узоры и орнаменты.

Анна Приземина (Толстикова)
Аппликация как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Основная общеобразовательная школа № 11»

Аппликация как средство развития

художественно-творческих способностей

детей дошкольного возраста

Воспитатель

средней дошкольной группы «Солнышко»

Приземина Анна Валерьевна

Село Введенщина

1. Введение. стр 2

2. Актуальность. стр 3

3. Элементы новизны. стр. 4

4. Диагностика. стр. 4

5. Виды аппликации . стр. 4

6. Нетрадиционные техники аппликации . стр. 4

7. Особенности обучения детей дошкольного возраста

приемам работы с аппликацией . стр. 6

8. Заключение. стр. 8

9. Литература. стр. 9

Введение

Цель :

Создание условий для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста через ручной труд .

Объект : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

Предмет : педагогический процесс использования элементов нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

Задачи :

Образовательные :

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник аппликаций через создание композиций с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой и другим материалом.

Формировать первоначальные навыки понимания устных инструкций.

Учить выявлять особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей дошкольного возраста для развития мелкой моторики .

Закреплять с детьми основные геометрические понятия : круг, квадрат, треугольник.

Развивающие :

Способствовать развитию внимания , памяти, логического и пространственного воображения.

Содействовать развитию мелкой моторики рук и глазомера.

Формировать художественный вкус , творческие способности и фантазии детей .

Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Воспитательные :

Воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Формировать коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.

Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение содержать в порядке рабочее место.

Средства обучения : наглядные, словесные и практические методы :

Детские наблюдения за этапами выполнения аппликации , подводящими к готовому образцу;

Обследование и сравнение игрушек,

Рассматривание репродукций картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

Использование средств выразительного чтения при объяснении;

Показ способов действия ;

Тренировочные упражнения;

Игровые приемы;

Совместный анализ выполненной работы, рефлексия

Большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста имеет художественно - творческая деятельность, в ходе которой они эмоционально- практическим путем открывают для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие , реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Научно доказана тесная связь развития руки с памятью , речью, мышлением ребенка и его коммуникативными качествами. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обычно лучше учатся в школе.

Актуальность

Видя неловкие движения детских пальчиков в младшей группе, я с первых дней работы в детском саду большое внимание стала уделять их развитию через обучение детей изготовлению аппликаций . Недаром одной из образовательных областей, выделенных в ФГОС, является художественное творчество , которое объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей : аппликацию , лепку, рисование, художественное конструирование . Именно занятия аппликацией позволяют детям приобрести первый опыт планирования операций и совместной работы в группе, познакомиться с разными материалами и способами их обработки . Занимаясь аппликацией , дошкольники могут приобрести практические умения, которые им пригодятся в дальнейшей деятельности. Эти умения помогут развить мелкие и тонкие движения пальчиков и всей кисти руки, тактильные ощущения, будут способствовать развитию пространственных отношений, распознаванию форм предметов, узнаванию многообразия цветовых оттенков.

С помощью аппликации дети могут научиться считать, обогащать словарный запас, оформлять подарки, делать украшения. Дошкольники , которые регулярно занимаются аппликацией , отличаются аккуратностью, настойчивостью, сосредоточенностью , самостоятельностью, хорошими коммуникативными навыками.

Элементы новизны

Я заметила, что мои воспитанники любят играть с совершенно неприспособленными , на первый взгляд, для игры предметами : колпачками от пластиковых бутылочек, шариками, ватными дисками, бумажными салфетками, частями сломанных игрушек и др. Эту любознательность я и решила использовать при планировании занятий в своей группе. Такие изделия всегда удивляют детей (а также и родителей, развивают фантазию и желание придумать что- то ещё более необычное. Кроме того, аппликации , выполненные из так называемых «бросовых материалов» , очень красиво выглядят при умелом их использовании и не требуют дорогих покупок специальных материалов, что очень важно при работе в сельском детском саду.

Конечно, одним из главных составных частей при работе с аппликацией остается цветная бумага и картон, но с привлечением других средств аппликация только выигрывает . Приложение № 1, Приложение № 1.1.

Диагностика

Для составления планирования моей работы, я выявляла уровень освоения элементов аппликационных техник детьми моей дошкольной группы . Диагностируя детей , я использовала следующие методы :

Беседа и игра «угадай-ка» с целью выявления представления об использовании различных материалов в аппликации ;

Наблюдение с целью выявления особенностей интереса к изобразительным материалам.

Виды аппликации

При занятиях аппликацией у детей появляется возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, что позволяет быстрее приобрести композиционные знания, а также создать новые её виды. В предметной аппликации дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать отдельные изображения из окружающей жизни (цветы, деревья, животных и птиц и т. п.) . Сюжетно-тематическая аппликация воспроизводит какие - то события (снег идет, листья падают) . Декоративная аппликация включает в себя умение создавать какой-либо узор для украшения предметов.

Нетрадиционные техники аппликации

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии , воображения и творчества Изготовление поделок не только сказывается положительно на развитии эстетических чувств ребенка, но и пополняет навыки и умения, которые необходимы детям. Непосредственно -образовательная деятельность по применению нетрадиционных технологий аппликаций способствует развитию зрительной памяти , воображения, оригинальности и индивидуальности каждого воспитанника.

Самыми важными моментами использования нетрадиционной техники являются :

- развитие мелкой моторики , что совершенствует сенсорную сферу ребенка;

Многообразие материалов для аппликации и способов крепления , что позволяет активизировать творческое экспериментирование;

Создание увлекательного образа;

Изучая нетрадиционные техники аппликации , я познакомилась с имеющейся литературой : Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду » , Новикова И. В. , Афанасьева С. «Мозаичные аппликации » .

При работе с аппликациями из бумаги я регулярно использую различные техники :

- «мозаика» . Эта техника предполагает выполнение аппликации из кусочков бумаги одного или разных цветов, различных или одинаковых геометрических форм. Приложение № 2, приложение 2.1.

-«бумажный комочек» . Для изготовления такой аппликации дети используют бумажные салфетки, которые легко сминаются и пальцами скатываются в маленький комочек. Из таких комочков можно изобразить и снегопад, и барашка, и цветочек, и множество самых разнообразных событий и предметов. Данный вид работы с бумагой лучше других способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия. Приложение № 3

- «бумажная полоска – петля» . Данная аппликация выполняется из полосок бумаги, которые закрепляются в виде петли в определенном месте. Сюжеты при выполнении данного вида работы самые разные : цветы, снежинки, фигурки животных. Приложение № 4 Приложение № 4.1.

- «обрывная аппликация » . Этот вид работы особенно подходит для работы в младшей группе, где дети ещё не умеют пользоваться ножницами, и поэтому все необходимые детали отрывают и наклеивают на рисунок. Приложение № 5, Приложение № 5.1.

- «объёмная аппликация » . При её изготовлении применяется «бросовый материал» : всё имеющееся под рукой. Это могут быть кусочки меха и кожи, ватные шарики и диски, семена растений, различные крупы, опилки и многое другое. Приложение № 6

- «аппликация-коллаж » . Данная технология проста в использовании, коллаж можно сделать из любых заранее вырезанных картинок. Приложение № 9

К празднику Урожая в детском саду ежегодно устраивается выставка поделок из природного материала. Обычно в младшей группе мы с детьми делали аппликации из засушенных листьев на темы природы - деревья, рыбки, грибочки. С большим желанием малыши выполняют аппликации из круп , которые оставляют у ребенка приятные тактильные ощущения, заставляют пальчики совершать щипковые движения, перенося крупинки и пуговицы в точное место в соответствии с рисунком. Приложение № 7 Приложение № 7.1.

Перед новогодними праздниками самый распространенный материал в наших аппликациях - вата , ватные диски, ватные шарики. На детских работах оживают барашки, снеговики, зимние сугробы и новогодние ёлки. Вата - очень нежный материал, и дети пытаются производить с ним различные операции : скатывают мелкие шарики, истончают слой ваты, складывают или разрывают ватные диски. Приложение № 8, Приложение 8.1., Приложение № 8.2. Приложение № 8.3.

Особенности обучения детей дошкольного возраста приемам работы с аппликацией

Особенности физического и психологического развития детей младшей дошкольной группы (слабое развитие мелких мышц руки , недостаточная координация движений, фактическое отсутствие самоконтроля) не допускают пользование ножницами, поэтому на нас, воспитателей, ложится большая подготовительная работа. Нужно подготовить необходимые материалы, сюжеты и детали для аппликации на каждого ребенка , готовый образец.

Образовательные программы предусматривают постепенное усложнение технических приемов, которыми дети должны овладеть за определенный промежуток времени. Приложение № 10

На первых занятиях аппликацией с детьми младшей группы я показываю им предметы, которые предстоит изобразить. Они учатся находить предметы геометрической формы вокруг себя, сравнивают по величине и цвету. Для закрепления знаний использую игровые приемы : кто быстрее найдет синий шарик, у кого на одежде изображен маленький квадрат, из каких геометрических форм состоит наш домик в группе и другие.

Таким образом, при подготовке к занятию я подбираю такие задания, которые помогают развивать восприятие детей , формировать умение видеть предмет, выделять его из других.

Важное внимание уделяю осязательному анализу. Поэтому при знакомстве с предметом важное место отвожу процессу его обследования, когда дети находят те его качества, которые нужны для аппликационного изображения . Мы узнаём не только форму, цвет и строение объекта, но и обязательно задействуем тактильные ощущения (мягкий - твердый, гладкий- шероховатый, тяжелый- лёгкий) .

После такого детального знакомства с предметом постепенно начинаем переходить к изучению материалов для аппликации . С помощью сравнительного анализа узнаем, какого цвета и качества материал выберем, какую форму и величину необходимо использовать в той или иной аппликации . Если в сюжете зимняя тема или животные, берем, по возможности, мягкие материалы - вата, пух, мех, смятая бумага. При подготовке к аппликации на тему «Осень» дети называют чаще желтые, коричневые, синие и серые цвета бумаги. Ознакомление детей с основными цветами происходит в рисовании и в аппликации параллельно .

После того, как дети уяснили формы, цвета и качество материалов, различают необходимые понятия, начинаю знакомить их с непосредственно аппликационной деятельностью . Для этого показываю различные образцы и виды аппликаций : из бумаги, из ваты, крупы. Это вызывает огромное удивление, интерес, желание потрогать, узнать, как и из чего сделано. Как результат, возникает желание детей заняться таким видом деятельности.

Начинаем делать первые аппликации из бумаги . Сначала обсуждаем, какие формы и цвета необходимы для её изготовления. На фланелеграфе показываю, что все детали можно передвигать, достигая наилучшего расположения. При этом дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги, усваивая пространственные понятия : вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. При этом отмечаю, что на аппликации наше изображение может несколько отличаться от настоящего (мишка пушистый, а наш из бумаги, гладкий; бывают мишки бурые и белые, у нас - коричневый). Далее идет обучение наклеиванию деталей. Приложение № 11

Процесс наклеивания имеет несколько последовательных этапов, которые дети должны усвоить. Моя задача - научить их :

Правильно держать кисть в правой руке и брать нужное количество клея;

Класть шаблон на клеенку вверх нецветной стороной и аккуратно промазывать клеем всю его поверхность;

Осторожно переворачивать смазанную форму и класть в определенное место на листе бумаги клеем вниз;

Прикрывать наклеенный шаблон сверху салфеткой и прижимать форму ладошкой , промакивая лишний клей. Приложение № 12

На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы показываю на вертикальной поверхности фланелеграфа (чтобы мои действия видели все) с чёткой словесной инструкцией. Обычно привлекаю к такому объяснению детей . Такой вид деятельности может быть повторен несколько раз, чтобы все желающие смогли поучаствовать в точном определении места приклеивания шаблонов. Это позволяет помочь нуждающимся в помощи детям и стимулировать более способных к самостоятельной деятельности.

На следующем, самостоятельном этапе работы с аппликацией необходима индивидуализация обучения. Моя первая задача как воспитателя- помочь тем, кто трудно включается в работу, не может действовать самостоятельно. При этом я должна держать в поле зрения всю группу и не забывать о тех, кто уже освоил этот вид деятельности. С помощью вопросов разной направленности и сложности можно ненавязчиво предложить разные идеи и варианты использования готовых фигурок. Вместо прямого указания как и что сделать, нужно помочь сделать то, что хотят сами дети. При таком подходе обеспечивается нужный уровень отношений, при котором дети могут сохранять самостоятельность, а воспитатель может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. В моей средней группе выделилась подгруппа детей , которые в свои четыре – пять лет хорошо умеют работать с аппликацией : могут самостоятельно подобрать нужные материалы, правильно их расположить и аккуратно приклеить. На выставках детских работ их изделия выделяются своей оригинальностью и качественным выполнением. (приложение №.) .

После выполнения каждой поделки мы выставляем их для просмотра, обязательно хвалим каждого автора, предлагаем полюбоваться аппликацией и подумать , где и в каком качестве можно её использовать (для украшения стены в детской комнате, в качестве подарка) . Со временем, по мере овладения детьми навыками работы с аппликацией , начинаем тактично анализировать работы по различным направлениям. Позднее я стала обращать внимание детей на ошибки , пыталась научить их увидеть в своих творческих работах. Первое, что видели дети – это аккуратная или небрежная аппликация , сочетаются или не сочетаются цвета и форма.

Заключение

Мой небольшой опыт работы в дошкольных группах показал , чем раньше начинаешь учить детей работать с аппликацией , тем быстрее идет процесс их развития . Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника .

Быстрее идет умственное развитие , постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, разнообразии цветовых оттенков. У воспитанников формируются операции мышления : умение анализировать, сравнивать и обобщать. У детей , занимающихся различными техниками аппликации , развивается быстрее связная речь, обогащается их словарный запас.

Занятия аппликацией открывают возможности для знакомства с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами на основе тактильного восприятия.

Благодаря нетрадиционным техникам воспитываются нравственно-волевые и коммуникативные качества.

Работа с различными материалами формирует умения вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем, способствует воспитанию трудолюбия.

С помощью аппликации развивается чувство художественного вкуса у детей .

Считаю, что мой первый опыт может помочь в работе молодых специалистов.

Используемые источники

1. Афанасьева С. С. Мозаичные аппликации // Дошкольное воспитание . – 2006. - № 7. – С. 73.

2. Богатеева З. А. «Занятий аппликацей в детском саду » . – М.: Просвещение, 1988.

3. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников » : Издательский центр “Академия”, Москва. 1997 год.

4. Гусакова М. А. «Аппликация » : Москва, “Просвещение”. 1982 год.

5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству : обучение дошкольников технике аппликации и коллажа . - СПб : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2004. – 128 с.

6. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет » , 2013 год

7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду » Издательство : Академия развития : 2002 год

8. Новикова И. В. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду» Издательство Академия Развития , 2011 год

9. http://zanimatika.ucoz.ru/news/applikacija_iz_cvetnoj_bumagi_v_dou/

10. http://www.razvitierebenka.net/index/applikacii_iz_vatnykh_diskov

11. http://womanadvice.ru/applikacii-iz-krupy