Идеи для... Подарки на... Традиции

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» (для младших дошкольников). План-конспект занятия (средняя группа) на тему Игры для формирования правильной самооценки

Играла Алена Рубцова

И только со временем, перечитав кучу книг и статей в Интернете, поговорив с детскими психологами, я поняла, какую роль в жизни ребенка занимает игра . Через игру дети познают мир, знакомятся с окружающими предметами, в игре малыши примеряют и репетируют социальные роли и отношения, учатся ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. Игра учит ребенка подчиняться определенным правилам и законам, игра даже лечит, если разумно ее использовать. Детские психологи при помощи игр снимают у малышей многие страхи и комплексы. Словом, чем больше и качественнее играет ребенок, тем легче ему придется во взрослой жизни. Думаете, преувеличиваю? Ничуть! Смотрите сами.

Мнение детского психолога детского сада 160 Натальи Колобовой:

Современные дети совсем перестали играть. Наблюдая за ребятишками в возрасте шести-семи лет, я замечаю, что по развитию игровой деятельности они находятся на уровне четырех-пятилетних. Почему? Ну, во-первых, изменилась сама окружающая ребенка среда. Наши малыши все больше времени проводят у телевизора, за компьютером. Во-вторых, родители увлеклись интеллектуальным развитием своих детей. Современная школа требует высокого уровня подготовленности, слабо подготовленный ребенок не имеет шансов попасть в приличное учебное заведение. Поэтому все свои силы родители, да и детские сады, бросают на умственное развитие, забывая, что без развития эмоционального, творческого невозможно говорить о полноценной готовности ребенка к школе. В-третьих, сами мамы и папы, а зачастую и педагоги просто не умеют играть и получать от этого удовольствие.

Раньше дети росли во дворах, на игровых площадках, где были и ровесники, и дети постарше. Сам по себе происходил обмен опытом. Старшие учили играть младших. Сейчас связь поколений нарушена. Большинство родителей предпочитают своих дошкольников во двор не пускать. Общаются дети только в детском саду, со сверстниками. Но там они колоссально загружены! В день у них несколько занятий, плюс английский, танцы, шахматы и т.д. Педагогам тоже некогда играть с детьми - необходимо выполнить учебный план. Вот и возникает вопрос: а кто научит детей играть? Ответственность ложится только на родителей, на семью. Хорошо, если в семье есть старшие дети - они научат. В противном случае родители сами должны стать на время детьми и с удовольствием поиграть со своим ребенком. Именно с удовольствием, поскольку без положительных эмоций хорошего результата не будет: дети всегда чувствуют фальшь и обязаловку.

Как играть с ребенком?

Правило первое:

Принимайте игру только в хорошем расположении духа.

Правило второе:

Выбирайте игру соответственно возрасту ребенка. С годовалым малышом можно просто покатать машинки из гаража на "стройку", одеть куклу и т.д. С ребенком постарше можно поиграть в больницу. Пусть вы будете врачом, а ребенок приведет на прием больного зайку. Покажите, что делает врач, что говорит. Потом поменяйтесь с малышом ролями. Со старшим ребенком можно импровизировать, отходить от задуманного плана, вводить новые идеи, образы.

Правило третье:

Дома у ребенка должен быть большой выбор игровых материалов. Это и кукольный театр, и конструктор, и набор машин, и кукольная мебель, посуда, набор инструментов, природный материал для творчества и т.д.

Правило четвертое:

Помните, что и девочкам, и мальчикам необходимо примеривать роли противоположного пола. Поэтому купите своей дочке несколько машинок и набор инструментов, а сынишке - хотя бы одну куклу. Научите их играть с этими игрушками!

Правило пятое, главное:

У ребенка должно быть время для игры !! Не перегружайте детей интеллектуальными занятиями! Помните: дети, не доигравшие в детстве, обязательно "доигрывают" в более позднем возрасте, но игры у них уже совсем другие, и далеко не безопасные.

Во что играть с ребенком?

Один-два года

В этом возрасте дети обычно просто манипулируют предметами, изучают их свойства. Часто используют попавшие к ним в руки предметы не по назначению.

Роль взрослого: Обеспечьте ребенку большой выбор стимулирующего материала. Это совсем не обязательно должны быть игрушки. Кухонная посуда, родительская обувь, одежда - все подходит!

Два-три года

В это время появляются зачатки сюжетной игры. Дети начинают играть, не задумываясь, выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, стремлением подражать другим детям. Цель возникает в процессе игры. Основное содержание игры в этом возрасте - действие с предметами. Только к концу третьего года жизни дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами (девочка-"мама" - кукла-"дочка"). Сюжеты игр, как правило, бытовые, они немногочисленны, однообразны и неустойчивы.

Роль взрослого: В этом возрасте взрослым принадлежит инициатива в игре с ребенком. Предлагайте своему малышу покормить куклу и пойти с ней на прогулку, прокатиться на машине, построить дом и т.д., чтобы он имел представление, во что можно играть. А кроме того, обеспечьте своему чаду общество других детей, это необходимо для его полноценного развития!

Три-четыре года

Дети этого возраста начинают самостоятельно ставить игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослому нужно помогать словами обозначить игровую задачу. Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети начинают отражать не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Малыши уже пытаются играть роли, хотя соответствовать ролям у них получается еще плохо. Постепенно развивается ролевой диалог, даже с воображаемым собеседником. Дети начинают использовать предметы-заместители, переходят на обозначения и замену предметов и действий словом ("Вот я сейчас тебя как будто выкупала, причесала").

Роль взрослого: в этом возрасте взрослый может помочь ребенку выбрать сюжет для игры, распределить роли, выбрать предметы-заместители. Обращайте внимание на поведение партнеров в роли. Если вы с малышом играете в "Автобус", нужно показать ребенку, что делают кондуктор, водитель, пассажиры и т.д.

Четыре-пять лет

Дети этого возраста уже сами договариваются перед началом игры. Теперь их в основном интересуют взаимоотношения взрослых. Они играют в дом, магазин, больницу, школу. Сюжеты игр развернуты и разнообразны. Игроки сами комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Их ролевые диалоги становятся длиннее и содержательнее. Дети передают характерные особенности персонажа с помощью движений, мимики, жестов, интонаций. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействовать. Они выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры партнерами.

Пять-семь лет

В этом возрасте замыслы детских игр становятся более устойчивыми, они развиваются, появляется длительная перспектива игры. Перед началом игры дети намечают общий план, а в ходе игры импровизируют. Возрастает роль разговоров, часто действие игроки заменяют словом. В игре дети теперь широко используют подручный материал для замены тех или иных предметов. Играющие осознают, что необходимым условием реализации роли является соблюдение правил игры.

Роль взрослого: создайте вашему ребенку условия для творчества, не ограничивайте его в игре! Самое главное, чтобы у него было достаточно времени для игр. Не загружайте сына или дочь сверх меры подготовкой к школе и развитием интеллекта.

Благодарим детского психолога детского сада 160 Наталью КОЛОБОВУ
за неоценимую помощь в подготовке материала.

Обучение детей с нарушением интеллекта первичным способам усвоения общественного опыта по средствам сюжетно-ролевых игр Педагогический опыт работы учителя-дефектолога I категории Довбенко Е.М. Раздел игра является центральным в обучении и воспитании дошкольников с нарушением интеллекта, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и с проблемами в интеллектуальном развитии. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении – необходимое условие успешного физического и личностного развития детей. В процессе этих игр происходит воспитание уважения и терпимости к людям, с которыми осуществляется постоянное общение, независимо от национальной принадлежности, знакомство с правилами безопасного поведения на игровой площадке, знакомство с основными традициями и обычаями, регулирующими общение представителей разных национальностей на Среднем Урале и месте проживания. Не мало важную роль в социально-личностном развитии детей играют сюжетно-ролевые игры В процессе этих занятий происходит уточнение, расширение наиболее значимых для определенной игры моментов: речевое развитие ребенка, формирование у него отдельных игровых действий, моделирование взаимоотношений с взрослым и со сверстником. Каждая сюжетно-ролевая игра разворачивается на один месяц, в течение которого дети учатся выполнять различные вариации игровых цепочек по одному сюжету: - игры направленные на последовательное обыгрывание кукол: «Дочки – матери», «Семья»; - игры на воспроизведение различных социальных ситуаций: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.п.; - игры требующие конструктивных способностей: «Автобус», «Моряки» и т.п. Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Предлагаемые сценарии сюжетно-ролевых игр помогут сделать игру с вашими детьми интересной, а рекомендации по подготовке к их проведению облегчат вам организацию игр с детьми. Каждая игра рассчитана на 1 месяц, а сюжет игры распределен по неделям. Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери». Цель: - учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на выполнение практической задачи (мытье куклы, кормление куклы, прогулка, укладывание куклы спать и т.п.); - развивать воображение и речевую коммуникацию; - воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям; Оборудование: Оборудованный игровой уголок (кроватки, стол, стулья, посуда, Постельное белье, куклы голыши, куклы в одежде, коляска, ванночка, ковш, тазик для белья, сушилка для белья и т.п.) 1. Предварительная работа: 1.1 Привлечение внимания и интереса детей к игре. Воспитатель приносит в группу к детям фотографию своего ребенка (сына или дочки), обращая внимание детей на то, что воспитатель – мама, которая заботится о своем ребенке; 1.2 Обращение к личному опыту детей, выяснение родственных отношений; 1.3 Воспитатель выявляет, что знают дети о взаимоотношениях мамы и дочки (сыночка), чем они занимаются дома (спят, кушают, играют и т. п.) 1.4 Беседа об атрибутах, необходимых для выполнения мамой домашних дел; 1.5 Д/и «Сварим из овощей вкусный суп», «Будем учиться заваривать чай» (см. Гербова А.Б. Развитие речи. Стр, 38,42) 2. Литературно-информационная подготовка игры: Толстой Л.Н. - детям. См. Хрестоматию для дошкольников стр. 52 Муравейка И. «Я сама» стр. 55 Александрова 3. «Катя в яслях» стр.54 Квитко Л. «Дочка». 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Завтрак куклы Маши». Педагог приводит в группу новую куклу и объясняет, что моя дочка, сейчас я буду кормить ее. Дети ожидающе садятся рядом с педагогом. Он сам берет на себя главную роль - роль мамы и дает Образец общения и действий: «Машенька, дочка, я сейчас приготовлю тебе кашку, а ты пока поиграй, вот возьми эту игрушку, не нравится, ну тогда вот эту! Хорошо.» Мама на плите варит кашу, накладывает ее в тарелку, усаживает дочку за стол. 2 неделя: «Ведем дочку на прогулку». Педагог вверяет игру, начатую на первом занятии в руки детей, со Стороны наблюдая за их игрой и ненавязчиво направляя детей в развитии сюжета. После того как дети накормили куклу, педагог предлагает детям пойти с ней погулять, и показывает образец взаимодействия с куклой: подбирает одежду по сезону, постепенно одевает ее, разговаривая с дочкой и т. п. 3 неделя: «Стираем дочке белье». Повторяются детьми игровые действия с предыдущих занятий, затем педагог предлагает новый сюжет игры: После прогулки дочка перепачкалась, и мама затевает стирку. 4 неделя: «Кукла хочет спать». Повторяются игры по желанию детей, из тех в которые дети играли, После чего вводится новый сюжет, и разыгрываются новые действия: кормление - сон; прогулка - сон; кормление - прогулка – сон - стирка и т. п. Мама говорит дочке ласковые слова, гладит по головке, зовет куклу искупаться перед сном, приготавливает ванночку, мыло, полотенце, Затем одевает кукле пижаму, усыпляет. Педагог действует сам, привлекая в игру детей, показывая им образец действий с куклой. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Какая у нас замечательная дочка, ей очень понравилась каша, она очень аккуратно кушала, наелась, сказала маме спасибо. А теперь помогите мне убрать со стола... 4.2 Если игра не затухает, то можно заранее предупредить о том, что « кукла еще съела бы что-нибудь и завтрак окончен», или «Сейчас еще раз прогуляемся по дорожке и пойдем домой» и т.п. 4.3 Педагог берет на себя роль строгой мамы и говорит: «Доченька, ты уже наелась, выходи из-за стола, убираем посуду» или «Ты уже Хочешь отдохнуть, хватит гулять, или ты замерзла, пода идти домой». 5. Роли, которые могут исполнять дети: Мама (папа), дочка (сын). 6. Игровые действия: - накрывание на стол, расстановка посуды; - приготовление пищи, помешивание, наливание, накладывание в тарелки и т.п. - мытье кукле рук; - кормление куклы; - вытирание рта салфеткой; - уборка посуды со стола; - мытье посуды; - вытирание посуды сухим полотенцем; - подбор одежды для прогулки; - одевание куклы; - гуляние с куклой: игра с мячом, качание на качелях, катание в коляске, игра с погремушкой; - кукла упала, отряхнуть ее; - раздевание куклы; - умывание куклы; - посадить на горшок; - укладывать куклу спать: приготовить постельное белье, застелить кровать; - погладить куклу, поцеловать, спеть ей песенку, покачать; - стирка белья: помять белье, отжать, встряхнуть его, развесить на сушилке, потрогать, не высохло ли, снять, погладить, разложить в шкаф. Сюжетно - ролевая игра «Семья». Цель: - продолжать учить воссоздавать в игре логическую цепочку действий; - разнообразить действия детей с куклой и другими образными игрушками - формировать представления об отражаемой области действительности; - развивать потребность в общении, способность использовать как речевые, так и неречевые средства коммуникации; -воспитывать стойкий интерес к с/р игре; Оборудование: То же, что и в предыдущей игре, веник, пылесос, тряпочки для протирания пыли; 1.Предварительная работа: 1.1 Рассматривание семейного альбома; 1.2 Беседа с детьми о взаимоотношениях детей с родителями и родственниками; 1.3 Беседа с детьми на тему: «Чем мы занимаемся дома?» (игры детей, работа по дому, обязанности членов семьи; 1.4 Беседа об атрибутах к игре; 1.5 Д/игры: «Матрешкино новоселье» см. Гербову стр. 47, «Комната куклы» см. стр. 62; 2 Литературно-информационная поддержка игры: Дора Габе «Моя семья» стр. 191 Песенки потешки стр. 81 Александрова «Мой мишка» стр. 172 см. Хрестоматия для дошкольников. 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Обед в семье». Педагог предлагает детям поиграть и распределяет между детьми роли и игровые действия, которые они будут выполнять. Действия детям уже знакомы из предыдущей игры «Дочки-матери». Мама приглашает семью за стол. Пока мама готовила обед и накрывала на стол, папа и дети мыли руки. Усевшись дружно за стол, пожелали друг другу приятного аппетита, детям (куклам) повязали слюнявчики или положили на колени салфетки и т. п. Мама дает указания о правилах поведения за столом, спрашивает не нужно ли кому добавки, папа просит добавки и хвалит обед и т.п. 2 неделя: «Выходной день в семье». После завтрака папа объявляет, что все идут гулять в парк. Одеваются, прихорашиваются. Мама одевает, заплетает дочку, папа помогает одеться сыну и т.п. Отправляются гулять в парк: рассматривают вокруг деревья, переходят дружно через дорогу и т.п. 3 неделя: «Помогаем маме» Роли распределяются заранее. Мама просит помочь ей в уборке дома, Распределяет обязанности. Уже знакомые действия по стирке белья дети выполняют самостоятельно, затем педагог вводит в игру новые действия по уборке квартиры (вытирать пыль, пылесосить, подметать, мыть пол). 4 неделя: «К нам пришли гости», В игре закрепляются навыки детей приобретенные ранее. Педагог берет на себя роль мамы и организует детей; уборку дома, готовят угощение, накрывают на стол. Затем показывает образец новых действий - встреча и прием гостей. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Предложить детям логическое завершение действий, т.е. Выполнили поставленную задачу и игра закончилась. Итог подводит взрослый. 4.2 Если игра не затухает, то следует дать детям предупреждение о скором конце заранее. 4.3 Педагог возлагает на себя роль старшего, например, папы и завершает игру сам, аргументируя конец игры. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка» гость (гостья) и т.п. 6. Игровые действия: - подготовка к обеду: мытье рук, вытирание полотенцем, - накрывание на стол, накладывание пищи, рассаживание, пользование салфеткой, - уборка и мытье посуды, вытирание со стола и т.п. - одевание на прогулку: подбор одежды, обуви, причесывание, закалывание заколок, заплетание, опрыскивание папы, мамы духами, игры с детьми на улице (см. с/р игру «Дочки-матери») - уборка дома: подметать, пылесосить, протирать пыль, собрать разбросанные игрушки, стирка белья (см. с/р игру «Дочки-матери»), встреча гостей (см. с/р игру «Дочки матери»). Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Цель: - учить создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые будут использоваться в игре; - развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослым и сверстниками; - воспитывать бережное отношение игрушкам; дружеские отношения между собой. Оборудование: Руль, чехлы на стулья с изображением автобуса (макет автобуса), дорожные знаки и указатели, инструменты для ремонта автобуса, канистра, шланг, ведро с тряпкой, коробка передач, микрофон, бензоколонка, деньги. 1. Предварительная работа: 1.1 Рассматривание картинок «Шофер» (из серии «Кем быть»). «Едем в автобусе», иллюстрации в альбомах «Транспорт» и «Профессии». 1.2 Наблюдение за автобусом и работой шофера. 1.3 Настольно-печатные игры той же тематики. 1.4 п/и «Цветные автомобили» 1.5 Д/и «Внимательный водитель». 2. Литературно-информационная поддержка игры: 3. Александрова «Грузовик» С. Маршак «Милиционер» A. Кардашова «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я - автомобиль» B. Степанов «Шофер». «Водитель автобуса» 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Строим автобус». Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всей группой можно было поехать в лес или на речку и т.п.. Для этого нужно поставить стулья так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружения можно оградить крупным строительным материалом, оставив спереди и сзади «двери» для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса место для водителя. Воспитатель выбирает водителя и кондуктора, остальные дети – Пассажиры. Роль кондуктора может взять на себя педагог. Пожалуйста, проходите в центр салона. Не забывайте оплачивать проезд! Детям раздают деньги, затем они покупают билеты. 2 неделя: «В автобусе едет семья». Дети заранее распределяют роли: мама» папа, дети. Договариваются, зачем и куда они едут, на какой остановке выходят. В предварительной беседе или по ходу игры выяснить, кто занимает места, а кто может постоять. Кому нужно уступить место. Как ведет себя папа - пропускает маму вперед во время посадки, подает руку, поддерживая на выходе. 3 неделя: «Едем в лес». Педагог объявляет, что после завтрака будет прогулка в лес. Напоминает, что к дальней поездке нужно хорошо подготовиться, - Что нужно взять с собой? -Кто едет с «детьми»? -Что взять «детям»? Во время путешествия необходима остановка, чтобы отдохнуть» перекусить, поиграть. Мамы кормят своих детей, собирают цветы, рассказывают, что можно увидеть в лесу, чего надо опасаться. После прогулки возвращаются домой. 4 неделя: «Экскурсия по городу». Роль экскурсовода берет на себя воспитатель. - Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем... - ...перед нами замечательное здание, называется... («Дом игрушек», «Почта», «Магазин» и т.д.) В ходе беседы выясняется назначение этих сооружений. Можно выйти из автобуса и провести экскурсию по территории д/с. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Воспитатель предлагает продолжить игру на прогулке, взяв для этого необходимый выносной материал и атрибуты. 4.2 Можно предложить детям оставить сделанные постройки, с тем, чтобы вернуться к ним через некоторое время. 4.2 Педагог берет на себя роль кондуктора и сообщает о том, что Машина едет в гараж. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Водитель, пассажиры, кондуктор, контролер. 6. Игровые действия. - построение автобуса; - управление автобусом (вращать руль, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала, сирены, открывать дверь и т.п.); - менять колесо, накачивать шины; - чинить машину; - мыть машину; - заправка; - посадка в автобус пассажиров и высадка из него; - продажа и покупка билетов; - объявление остановок; - предоставление места старшим, детям; - подготовка к дальней поездке (собирать вещи, воду, продукты, причесываться, наряжаться); - остановка на отдых. 7. Игры - спутники: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель: - формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении; - развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки; - продолжать воспитывать адекватное отношение к ролевым играм; уважительное отношение к друг другу. Оборудование: Форма продавца, весы, мешки для упаковки товара, деньги, кошельки, касса, машинки грузовые, товары (овощи, фрукты, игрушки, обувь, продукты и т.п.), хозяйственные сумки, витрина. 1. Предварительная работа: 1.1 Беседа с детьми на тему «Покупки»; 1.2 Обращение к опыту детей. Были ли они в магазине? Какие магазины бывают и что в них можно купить? 1.3 Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине; 1.4 Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». 2. Литературно-информационная поддержка игры: А.Барто «Игрушки» О.Высотская «Арбуз» И.Янчарский «Приключения мишки Ушастика в магазине игрушек» см. Гербова стр. 106 3. Сценарий игры 1 неделя: «Продуктовый магазин». Педагог объявляет, что сегодня в группе будет открыт «продуктовый магазин». Желающие сделать покупки дети выстраиваются в очередь. Взрослый сам берет на себя роль продавца и дает детям образцы общения и действий: «Здравствуйте, не стесняйтесь, подходите, что бы вам хотелось у нас купить? В продаже у нас имеются свежие овощи: картошка, капуста и т.д. Продавец представляет свой товар, обслуживает покупателей. Пожалуйста, следующий»! 2 неделя: «Магазин игрушек». Педагог вверяет игру в детские руки. Берет на себя роль покупателя, сообщая, что ему хотелось бы приобрести для своего любимого сыночка (дочки) игрушку и просит помочь ребенка-продавца выбрать подходящую игрушку. Педагог играет роль вежливого, но очень требовательного клиента. Если выясняется, что опыта ребенка недостаточно, то педагог Подсказывает ему: «Не могли бы вы показать мне вон ту игрушку? Как вы считаете, моему ребенку понравится эта игрушка? А как ей играть? и т.п.» 3 и 4 недели: «Магазин одежды», «Магазин обуви». По такому же сценарию. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Какие замечательные покупки мы сегодня сделали. А сейчас магазин закрывается. Завтра приглашаю вас за покупками еще». 4.2 Если игра не затухает, то дается заранее предупреждение: «Внимание магазин закрывается, просим вас не занимать больше очередь». 4.3 Педагог может взять на себя роль директора и сказать, что Магазин закрывается, чтобы пополнить его новыми товарами. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Продавец, покупатели, грузчик, упаковщик товаров, кассир. 6. Игровые действия: - надевание продавцом формы; - взвешивание товара; - счет на кассе; - расчет и сдача; - упаковка товара; - раскладывание товара по мешочкам; - примерка одежды и обуви; - занимание очереди; - привоз и разгрузка нового товара. 7. Игры - спутники: «Семья», «Автобус», «Дочки-матери». Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская» Цель: - формировать представления детей о деятельности парикмахера; учить выполнять последовательность действий, направленных на выполнение его обязанностей; - развивать умение использовать предметы заместители; - воспитывать культуру общения с «клиентами» Оборудование: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, заколки, резиночки, банты, полотенце, модные журналы, и т.п. 1. Предварительная работа: 1.1 Беседа педагога о том, как он ходил в парикмахерскую; 1.2 Обращение к личному опыту детей; 1.3 Знакомство детей с трудом парикмахера; 1.4 Рассматривание иллюстраций по теме игры; 1.5 Беседа об атрибутах к игре; 2. Литературно информационная поддержка игры: 2.1 Загадки: Носить легко, ношу их много лет, Считать тяжело, а счета им не знаю (волосы). Два конца, два кольца посередине - гвоздик (ножницы). Глядись в меня хоть целый день, Коль на себя глядеть не лень (зеркало). Среди кудрей гуляла И зубчик потеряла (расческа). 2.2 Потешки: Расти коса до пояса, не вырони не волоса. 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Парикмахерская». Педагог объявляет, что сегодня в группе открывается парикмахерская. Ожидающие выстраиваются в очередь. Педагог сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образцы общения и действий: «Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вы довольны моей работой? и т.п.» 2 неделя: «Приведем себя в порядок». Педагог вверяет себя в детские руки: жалуется, что совсем некогда сходить в парикмахерскую, и просит ребенка помочь ему. Педагог играет роль вежливого, но требовательного клиента. Если опыт детей недостаточно широк, то педагог подсказывает ребенку: не могли бы вы сначала помыть мне голову? А теперь высушите меня феном! и т.п. 3 неделя: «Посещение парикмахерской всей семьей». Проводятся те же действия, только педагог предварительно организует игру «Дочки-матери», постепенно подводя детей к вхождению в игру «Парикмахерская». 4 неделя: «Покупка товаров для парикмахерской». Педагог перед игрой убирает все необходимые предметы из парикмахерской. Затем сообщает детям, что сегодня для парикмахерской поступил новый товар в магазин. Тем самым педагог подводит детей к игре магазин, а затем постепенно переводит игру в новое направление: предлагает клиентам поучаствовать в презентации нового товара, рассматривают каждый атрибут, оговаривают действие с ним, предлагает оформить уголок по - новому. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Какие вы все у нас красивые. Славно поработали наши парикмахеры. Но рабочий день на сегодня закончен. Завтра наша парикмахерская вновь откроется для вас». 4.2 Если игра не затухает, то предупреждение о конце игры делается заранее. «Внимание! Парикмахерская обслуживает последнего клиента, не успевшие могут посмотреть журналы и выбрать себе прическу, которую будут делать завтра». 4.3 Педагог может взять на себя роль директора парикмахерской и сообщить: «У нас закончился шампунь, и лака уже нет, придется закончить работу. Завтра непременно закупим все луче и новое». 5. Роли, которые могут исполнять дети: Парикмахер, ученик парикмахера, маникюрша, клиенты, мамы, их дети. 6. Игровые действия: - надевание на клиента пелеринки; - причесывание; - стрижка (стряхивание волос с пелеринки); - мытье головы; - вытирание полотенцем; - сушка феном; - окраска волос; - покрытие лаком; - опрыскивание духами; - накрутка бигудей; - плетение косичек (заколки, резинки); - рассматривание журналов, предложение чашки кофе. 7. Игры спутники: -«Дочки - матери»: предложить родителю сходить в парикмахерскую или сводить ребенка; - «Магазин»: организовать временный стеллаж по продаже косметических средств; - «Автобус»: предложить парикмахеру съездить за новым товаром на машине. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: - знакомить детей с работой врача, учить выполнять игровые действия по показу, по образцу, а затем по словесной Инструкции; - развивать интерес к игре, стимулировать и поощрять речевую активность; - воспитывать умение сочувствовать, сопереживать больному, желание помогать. Оборудование: Медицинский халат и чепчик, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов. 1. Предварительная работа: 1.1 Рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; 1.2 Экскурсия в медицинский кабинет; 1.3 Дидактические игры «Разные таблетки», «Найди, где болит?» 1.4 Беседа об атрибутах к игре, предметах заместителях. 2. Литературно информационная поддержка игры: Чтение Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (отрывки) Кардашова А. «Наш доктор» 3. Сценарий игры: 1 неделя: «На приеме у врача» Педагог обращает внимание детей на то, что в группе заболела всеми любимая кукла. Педагог сам берет на себя роль врача и осуществляет осмотр пациента. Обращает внимание детей на инструменты, которые у него есть и уточняет для чего они нужны. Демонстрирует детям последовательность выполнения осмотра: измерение температуры, осмотр горла, прослушивание, затем назначает лечение. Затем предлагает детям поиграть также. 2 неделя: «Осмотр у врача» Игра вверяется в руки детей. Педагог помогает распределить роли между собой. На себя может взять роль мамы, что бы осуществлять необходимую помощь ребенку. 3 неделя: «Мама вызывает врача на дом» Педагог берет на себя роль мамы и демонстрирует новые игровые действия: беспокойство за сына или за дочь, трогает олову ребенка, измеряет температуру, просит показать язык и т.п., звонит врачу и говорит, что случилось. Дети распределяют заранее роли: кто будет врачом, кто медсестрой, кто шофером и выполняют игровые действия с помощью взрослого. Медсестра принимает вызов по телефону, делает запись в тетради, врач собирает сумку, шофер готовит машину к поездке и т.п. По приезду на место ребенок выполняет уже знакомые действия самостоятельно. 4 неделя «Скорая увозит больного в больницу» Проводиться по тому же сценарию, что и на предыдущей неделе. Затем педагог подводит ребенка к тому, что больного нужно везти в больницу: одеть, положить на носилки (если больной кукла) или проводить до машины, увезти в больницу, медсестра подготавливает дл больного палату. Проводится лечение. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Врач» говорит о том, что прием на сегодня окончен, предлагает прийти в следующий раз; 4.2 Взрослый берет на себя роль главного врача и заранее предупреждает, что принимает последнего пациента и прием заканчивается; 4.3 Звонит телефон, доктору сообщают, что его вызывают к больному на дом и прием заканчивается; 4.4 Игрокам сообщается, что больного положили на лечение и ему нужен покой, навестить его можно будет завтра. 5. Роли: врач, медсестра, пациент, шофер, мама, продавец лекарств. 6. Игровые действия: - приготовление инструментов, мытье рук, одевание формы; - проведение осмотра: прослушивание, осмотр горла, уха, раны, измерение температуры и т.п. - выполнение процедур: выписать рецепт, дать таблетку, поставить укол, наложить повязку, приложить грелку и т.п.; вызов врача на дом; - приезд по вызову: приготовление машины (заправить бензином, - накачать колеса, протереть окна и т.п.), сбор медицинской сумки; - Увоз больного на машине в больницу. 7. Игры спутники: «Семья» - предложить детям поиграть в дом, а затем подвести к игре в «Больницу»; «Автобус» - организовать поездку в больницу с целью осмотра детей. «Аптека» - по типу игры «Магазин». Работа с родителями Важное значение в обогащении опыта детей, имеет участие в этой работе родителей, которые, получая конкретные задания (сделать вместе с ребенком покупки в магазине, на рынке, в аптеке; показать и рассказать ему, как это нужно делать и т.п.), становятся активными участниками воспитательного процесса. Такая совместная деятельность является очень эффективной. Некоторые формы работы родителей с детьми: Беседа с детьми на следующие темы: «Мама, папа, я», «Кто, что делает дома?», «Разные профессии», «Машины в нашем городе» и т.п. беседы по сюжетным картинкам; Организация наблюдений за работой по дому мамы, папы, бабушки; в магазине за работой кассира, продавца, действиями покупателя; в больнице – работа врача, поведением больного; работой водителя, кондуктора; за действиями парикмахера и его клиента; Собственный пример родителей. Целевые прогулки в различные магазины (в зависимости от тематики игры), больницу, парикмахерскую на машине, автобусе, поезде; Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рекомендованных педагогами по темам игр. Формы работы педагогов с родителями: Показ вариантов проведения игр. Совместная разработка сценариев для сюжетно-ролевых игр. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол, чеков, рецептов т.п.); Оформление альбома «Профессии», «Моя семья», «Модные прически»; Изготовление и выставка игрушек-самоделок (печенье, конфеты, овощи, фрукты, машинки и т.п. Выставка фотографий (фотогазета) в группе на тему «Играем дома и в детском саду»; Использованная литература 1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. 2. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. 3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост.В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006.

Сюжетно - ролевая игра для младших дошкольников 3-4 лет

Сюжетно-ролевая игра в младших группах «Дочки-матери».

Шангариева Гузалия Вильсовна, воспитатель
Место работы: МДОАУ № 153, г.Оренбург

Описание: Данный материал будет полезен и интересен воспитателям младших групп.
Цели:
- учить детей принимать на себя роль мамы и папы;
- учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет;
- воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;
- формировать навыки общения в процессе игровой деятельности;
- формировать через игру культурно-гигиенические навыки;
- познакомить с планом - сюжета.
Предварительная работа: : чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.
Оборудование: атрибуты для игры "Дочки-матери".
Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол).
Воспитатель машет палочкой и говорит: "Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)". Дети кружатся.
Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.
Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?
Дети: В детский сад.
Воспитатель: Для чего мы приехали в детский сад?
Дети: Забрать своих детей домой.
Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вам, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?
Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.
Воспитатель: Что у вас будет в квартире, чтоб ребенку было удобно?
Воспитатель обращается к разным детям.
Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.
Дети берут кукол.
Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.
Дети встают на разные места, расположенные в группе.
Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.
Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.
Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Хороводная игра "Наша кукла"

Наша кукла погуляла,
А потом домой пришла.(Дети ходят по помещению.)
Обувь и одежду кукла
Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)
В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)
Вытирала их потом.
На диване посидела,
Наблюдала за котом.(Садятся на ковер и имитируют наблюдение)
За столом она поела,(Имитируют движения.)
Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)
И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)
Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)
Кукла, спи и отдыхай,
Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время удобной для них позе.)

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.
Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает.
Воспитатель принимает кукол в детском саду.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.
Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.
Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: : Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.
Дети вместе с воспитателем наводят порядок.


Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям "примерить" взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Девчушка с удовольствием пеленает куклу , кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными.

От имитации к импровизации
Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: "..Ложку каши мишутке, ложечку - Светочке". Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие "забота" - основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.
Первый этап игры (1,5-2 года) - имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от 3 лет) малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Ребенку 4-6 лет , играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери - основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового "репертуара" к первому или самое позднее - к пятому классу.

Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы... Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно "воспитывать" малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания" конфликтных ситуаций.

Прогулки с коляской
После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, - коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.

Что в игре должно насторожить?
Сильная агрессия. Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
Повторяющиеся сюжеты. Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты - плохая девочка, нужно проситься на горшок!" Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
Сексуальные мотивы. Если в игре появляются "постельные сцены", нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.

Какую куклу выбрать?


Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание - такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, например Братц, которую можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. Еще одно правило: если Вы решили купить пупса, то кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.