Идеи для... Подарки на... Традиции

Мастер класс "игры для знакомства". Игры на занятиях обучения грамоте Закрепление знаний во внешней речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ № 6»

Доклад по теме

«Игровые моменты на уроках чтения в первом классе»

Подготовила Васильева Л. И.

г. Старый Оскол

Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.

«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:

  1. какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
  1. на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
  2. должна ли она длиться весь урок,
  3. какой необходим при этом иллюстрированный материал,
  4. каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.

На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.

В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.

Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
  2. Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
  3. Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
  1. Игра «Звук заблудился»
  2. Игра «Кто больше»
  1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.
  2. Назовите имена, клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
  3. Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
  4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
  5. Подберите слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
  1. Игра «Сочиним сказку»
  2. Игра «Кто в домике будет жить?»

На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.

  1. Цветочный магазин .

Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.

  1. Договори слово, определи количество слогов.

Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).

  1. Стук да стук, найди слово, милый друг .

Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.

Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.

  1. Строим пирамиду .

На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.

На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.

  1. Украсим ёлку .

На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.

  1. Догадайся сам .

На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.

  1. Кто составит больше слов.

На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке

СИ СА НЫ О

С У НА Н

НИ СЫ СО

Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.

  1. Игровой сюжет «Лесная школа»

Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.

Некоторые задания:

  1. Какие буквы живут на первом этаже?
  2. Какие звуки они обозначают?
  3. Чем похожи жильцы нижнего этажа?
  4. Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
  5. Какие буквы растут на грибах слева от дома?
  6. Почему эти грибы растут под синим облаком?
  7. Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
  8. Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
  1. «Твёрдый – мягкий»

Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).

Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.

Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.

Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:

СЫН САНКИ КОСЫ

СЫНОК НОСОК СУК

НОСИК НОСИ СОК

САНИ КОСИ СОН

Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.

В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:

  1. Игра « Живые буквы»

Сначала используются живые буквы (их роль исполняют дети), затем используется таблица.

  1. Использую пособие «Часовичок носовичок» ,

где изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.

  1. Слоги – слияния помогают нам читать «Капитаны» .

На листе бумаги нарисованы морские волны. Расставлены карточки с гласными буквами – «пристани». Учащийся, назначенный капитаном, «плывёт», приставляя к гласным согласную, читает слоги и даёт гудок: КА, КУ, КИ, КО и д.р. Остальные контролируют капитана. Если «гудок» дан неверно, все один раз хлопают в ладоши.

  1. Игра «Помоги Карлсону приземлится» .

Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.

Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.

Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.

Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.

Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.


II . Работа над новой темой.

1) Работа в парах (на парту дается карточка со словами)

Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (стул, волна, стол)

Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (дуб, ветка, клен)

Исключите 1 слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Волна, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Волна, так как начинается со звука (В), а остальные слова со звука (С), оканчивается на гласный звук, а другие на согласный (Л). Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.

Какое слово можно исключить из второй группы ? (Ветка, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 1 слогу. Ветка заканчивается на гласный звук, а другие слова - на согласный. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.

ПРОВЕРКА

2) - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слово ВОЛНА начинается со звука [в], а слово ВЕТКА – со звука [в, ].

Тема сегодняшнего урока – «Знакомство со звуками [в, в , ] и буквой, которая их обозначает».

3) Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

(слайд – план урока)

    Дать характеристику новым звукам,

    Познакомиться с новой буквой,

ФИЗМИНУТКА «ЗВЁЗДЫ» (По принципу «МОЛЕКУЛЫ»)

Играет музыка, по её остановке нужно быстро соединиться в созвездия по 3 звезды, по 5 звезд

Даю задание, пока группы находятся у доски.

Тихо, тихо, тихо

По классу нашему пройдём.

И у парты тихо, тихо

Соберемся впятером.

4) Работа в группах (по 5 человек)

Какую работу нам надо выполнить? (звукобуквенный анализ с помощью фишек)

Звукобуквенный анализ слов ветка и волна .

Дети в группах составляют схему слова, дают подробную характеристику 1-ому звуку .

Выбирают нужные карточки, характеризующие звук согласный или гласный , твердый или мягкий , звонкий или глухой .

ПРОВЕРКА

Группы по очереди выходят к доске , прикрепляют свою модель, а ниже прикрепляют характеристику звуку.

- Чем отличаются характеристики? Почему?

Расскажите, как вы определили , что звуки [в], [в"]

    согласный,

    твердый (мягкий),

Какое место займет на ленте букв новая буква, обозначающая звуки [в], [в"]?

(слайд - план урока)

- (дали характеристику новым звукам)

5) Знакомство с буквой В, в

    Кто знает, как правильно называется новая буква?

    Как она выглядит?

ФИЗМИНУТКА

Покажите новую букву с помощью своего тела (пальчиков)

Показ карточки с новыми печатными и письменными буквами В в .

    Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

Приклеиваю на ленту букв новую букву В.

6.МУЛЬТФИЛЬМ Знакомство с буквой В в .

Какие слова с новой буквой вы запомнили?

(слайд - план урока)

- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с новой буквой)

III . Первичное закрепление. Работа с учебником с.116

1) Чтение слогов с буквой Вв в Букваре на стр.116

    Чтение слогов «по цепочке»

    громко (хором)

    радостно (девочки)

    вопросительно (мальчики)

    торжественно (один)

На какие группы их можно разделить? По какому признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?

2) Чтение слов с заданием:

1 ряд – слова, состоящие из 1 слога

2 ряд – слова, состоящие из 2 слогов

3 ряд – слова, состоящие из 3 слогов

Какое слово осталось непрочитанным? (велосипед)

IV . Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа с текстами

    Читающие дети читают по ролям рассказ А.Шибаева «Одна буква»

Проверка восприятия:

Какую ошибку допустила девочка?

Как вы поняли: что значит одна буква?

ВЫВОД : изменив в слове 1 букву, меняется его значение.

    Плохо читающие дети читают рассказ о вороне и воробье на с.117

А) чтение «цепочкой»;

Б) проверка восприятия:

Почему стыдно вороне?

В) -Как можно озаглавить данный текст?

2) Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе.

3) Закрепление знаний во внешней речи.

Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «По грибы»

А) Обсуждение ситуации в рассказе.

Б) Подбор слов, характеризующих девочку: честная, …, ….,

В) Хотели бы вы иметь себе такую подружку?

VI . Итог урока.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Дайте характеристику этих звуков.

(слайд - план урока)

Давайте подумаем и ответим, получилось ли нам выполнить все учебные задачи на уроке.

- Зачем мы выполняли все эти задания?

«Давай-ка познакомимся!»

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.

«Здравствуйте!»

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Откроем сердце другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

«Это - Я»

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно - женское, другое - мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это - Я!», и меняются местами. Задача ведущего - занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит:

«Это - Я», и остается на месте.

«Теремок»

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я... (называет свое имя). А ты кто?

Я... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется.

«У лукоморья дуб зеленый»

На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.

«Угадай мое имя»

Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:

  • мое имя начинается на букву «О»;
  • мое имя заканчивается на букву «А»;
  • мое имя состоит из шести букв и др.

Все остальные должны отгадать, какое это имя.

«Кто? Где? Когда?»

Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:

  1. в алфавитном порядке;
  2. по месяцам рождения;
  3. по знакам зодиака;
  4. по увлечениям.

«Веселые задания»

«Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» - с этими словами ведущий дает задания детям:

  1. Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше;
  2. Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зеркало, и при этом даже не улыбнуться;
  3. Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее.

«Воробей»

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга - в другом направлении, и при этом приговаривает:

Скачет, скачет воробей - бей-бей,
Собирает всех друзей - зей-зей.
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.

Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

С чего начать?
Читать можно и нужно все вывески и названия на улице и дома. Ну а кубики с картинками - лучшее изобретение человечества в деле нашего с вами детского образования. Картинки могут быть со сказочными героями, животными, или игрушками- в зависимости от интересов малыша. Я легко и неожиданно для родителей научилась читать по картонным кубикам с чудесными сказочными картинками в 4 года. Мой ребёнок в 4 из кубиков строил, не обращая внимания на буквы и картинки, а читать начал вдруг имена всех наших знакомых, которые сначала с интересом диктовал, запоминал и чуть позже писал сам печатными буквами. Да и до того он увлечённо собирал "документы": билеты, квитанции и разные обрывки печатной продукции.
Вы задались целью научить ребёнка читать? Серьёзно? Тогда создайте для этого среду и условия. Может помочь специальный уютный книжный уголок или домик, где малышу можно уединиться с книгой. А когда-то детям было достаточно видеть читающих старших...


Главное помнить, что мир воспринимается детьми, как и взрослыми, по-разному. И если на слух и зрительно информации от взрослого бывает довольно, то кинестетики останутся с...раскрасками. Есть мнение, что большинство наших детей именно кинестетики - а это те, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать. Поэтому разнообразим детскую деятельность. Не раскрашивать там, где можно сделать аппликацию из чего угодно, или настучать точек фломастерами; не обводить там, где можно наколоть зубочисткой, не только резать, но и рвать и пр.пр.пр.
Выведем кратко алгоритм действий: увидели- озвучили- услышали- повторили форму(проволока, пластилин, верёвки, тело)- нашли такую же- обыграли- украсили- подружились!
Буква должна запомниться. Игра должна быть интересной. Кто-то способен не запомнить букву, если сам вбил гвозди в деревяшку, на которой нарисована "Г"?

1 . Нам понадобится Азбука с картинками для раскрашивания - моя любимая- там много картинок:


Азбуки бывают необыкновенно-творческими. я делаю краткий обзор и даю ссылки, по которым азбуки можно скачать.
Чем картинок больше, тем лучше.Я люблю рисовать, и одним из самых удачных моих учебных пособий оказались " хвостатые буквы": к букве приклеивались ленты от кассового аппарата с рисунками. Причём было совершенно очевидно на какие буквы слов в языке больше. Рядом с изученными " хвостатыми" подвешивалась новая и на занятиях повторялись пройденные буквы, вместе со списком слов. До того обычно приходилось вытягивать из детей по слову на каждую букву и немало тренироваться. А все буквы на прищепках были приделаны к вешалке для одежды. Похожий вариант с английскими буквами на липучках:



Хороший букварь И.Б. Голуб "Мой любимый букварь"
"Звуки и буквы"- логопедический картинный материал
Азбука- раскраска
Собрание Азбук- раскрасок
Очень красивые картинки на каждую букву
Ссылки на самые разные азбуки

2. Быстрее и крепче подружиться с новыми буквами помогает приём "оживления" букв http://detskiy-sad.com/raskraski-azbuka-kartinki ,- буквы изображаются с глазками, в виде фигурок животных и т.д. Тогда совершенно логично для ребёнка звучит фраза" знакомимся с буквой" :

Живой алфавит для занятий в группе начинаем делать с первых дней. Каждый делает свою букву, потом буквы имён своих родителей и т.д. Здесь обыгрывается первый звук в слове, например, В- воробей и буква превращается при помощи дополнительных деталей в воробья.
Хорошо начать с короткой сказки про букву: например про букву "К".
А можно все буквы представить как жителей сказочного городка Звукоречье в виде забавных звучков, про которых в книге Г.Н. Градусовой "Путешествие в страну звуков" рассказывается короткая сказка со словами на определённую букву
В "Волшебной азбуке" -(аудиофайл в группе vk.com )собраны и песни, и стихи про буквы в сказке про гномиков.


3. Обыгрываем форму букв.
Эта часть занятий обязательна для детей- кинестетиков, которые познают мир через движение, а таких большинство и слов учителя и картинок им мало. Всё нужно потрогать, пробежать, изобразить телом.
буква "К"

Р, как топор; С, как месяц...

Стихи про буквы лучше сразу учить такие, которые помогают запомнить вид буквы, дают подсказку. Мои дети, сходу запоминают, например, буквы "Ы": А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы...Здесь Азбука со стихами , заданиями и местом для написания буквы.Стихи те же, что и в раскраске, обозначенной мной как лаконичный вариант выше.

3. Буквы, распечатанные на весь лист для всевозможных манипуляций : обвести пальчиком, раскрасить, оклеить различными материалами,вырезать, украсить, дополнить, придумать на что похожи и т.д.- контурные буквы

Вот " Е" мы бы, например, разрисовали еловой хвоей а "С" посыпали солью или сахаром. Дети четвертого года эизни обожают такие приёмы!

4. Упражнения для закрепления изученной буквы.

Дети внутренне всегда готовы к игре, веселью и развлечениям, поэтому тратить силы на то, чтобы уговорить их пойти на праздник, не приходится, а вот позаботиться о том, чтобы дети на празднике чувствовали себя комфортно и безопасно - просто необходимо. Лучший способ для этого - заранее подготовить помещение и с первых минут знакомства вовлечь детей в доброжелательную праздничную атмосферу.

Если среди приглашенных в дом детей, есть малознакомые между собой ребята, дети, которые редко видятся или мало бывают в гостях, то стоит ненавязчиво, желательно в игровой форме, помочь им раскрепоститься, снять зажатость и познакомить между собой. Для этого советуем включить в свою развлекательную программу игры на знакомство детей за праздничным столом.

В нашей подборке около 20-ти подобных игр, здесь представлены игры для малышей и детей постарше, игры с произнесением имен маленьких гостей и те, которые просто помогают им узнать друг друга поближе, сплотиться и активизируют общее праздничное настроение - выбирайте подходящие для вашей конкретной ситуации.

1. Игры за столом на знакомство для малышей:

Малыши до 5 лет на праздник обычно приходят вместе с родителями, в играх им спокойнее и интереснее, когда мама или папа рядом. Составляя программу, стоит помнить об этом, и во всех развлечениях активнее задействовать присутствующих на детском празднике взрослых. Не исключение и застольные игры, и, чем более заинтересованно и эмоционально участвуют в них родители - тем быстрее дети осваиваются с новой обстановкой, знакомятся и включаются в праздничное веселье.

Игра на знакомство "Внимание! Ищу друга!"

Эта игра направлена не только на знакомство и установление контакта между детьми, но и способствует развитию у них речи и внимания.

В игре должно участвовать не менее пяти человек, так что, при нехватке маленьких игроков, задействуйте взрослых. Начинает ведущий: он заявляет, что у него пропал друг и начинает описывать кого-то из присутствующих малышей. Например: «У моего друга имя начинается на букву «С». После детского сада он ходит в «художку» и у него скоро родится сестренка». Так ведущий описывает загаданного ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих детей его не угадает.

Если в игре задействованы слишком маленькие дети (трех - четырех лет) или дети, плохо знакомые друг с другом, то вполне уместно в процессе описания называть внешние признаки «разыскиваемого» - цвет глаз и волос, элементы одежды. Эта информация облегчит узнавание, а значит, сделает процесс игры особенно продуктивным и интересным.

Представление гостей "Шел по крыше воробей"

Игра за столом "Маленькие знатоки".

Эту мини-викторину можно проводить даже с самыми маленькими ребятишками, вот только книги нужно подбирать «соответствующего репертуара». Суть игры проста: ведущий вслух зачитывает узнаваемую строчку из какого-нибудь литературного произведения, а дети должны выслушать и угадать, какая книга загадана. С ребятами постарше играем по принципу «кто угадал, тот руку поднимает», с малышами лучше устроить угадывание названия в произвольном порядке.

"Солнышко улыбается тому, кто …"

Эта игра тоже поможет детям познакомиться поближе и может стать переходным моментом между застольными и подвижными играми.

Позаботьтесь об изображении солнца заранее: это может быть мягкая игрушка или рисунок на ватмане. «Солнышко» крепится на одной из стен комнаты. Вдоль противоположной стены выстраиваем ребятишек, которых хотим перезнакомить между собой.

Объясняем правила: ведущий называет какой-нибудь признак с одной и той же присказкой «Солнышко улыбается тому, кто …». И, если ребенок считает, что признак к нему относится, то бежит к противоположной стене и прикасается к солнышку рукой.

Лучше всего ведущему начать с общих признаков, например, сказать: «Солнышко улыбается тому, кто сегодня в платьице». Конечно, какая-то часть девочек отправится гладить солнышко. Потом - что-нибудь для мальчиков (« … тому, кто в шортиках»). Затем что-то общее для большинства из присутствующих детей: у кого дома живет кошка/ собака. Обязательно задействовать эмоциональную составляющую: кто любит маму, помогает бабушке, слушается папу.

Добавьте еще и шуточные признаки, чтобы детки окончательно расслабились и смогли посмеяться сами над собой: кто сегодня чистил зубы вареньем, поливал апельсиновое дерево и т.д. Невнимательных ребятишек можно озадачивать разными фантами: загадать всем загадку, изобразить мышонка или лягушонка, спеть куплет из любимой песенки.

Так, с помощью объединяющих тем и вопросов можно создать легкую и веселую атмосферу и пробудить у детей интерес друг к другу.

"Давай, поздороваемся! "

(для скачивания - кликните файлы)

2. Игры за столом и игры на знакомство для детей старше 5 лет:

Усадите детей в кружок и объясните правила игры. Скажите им, что вы предлагаете немножко пообманывать: покажите на руку, но скажите, что это «лоб». Ребенок, сидящий справа от вас, должен показать на лоб, но назвать его другой частью тела, например, пяткой. Смысл такого веселого обмана состоит в том, чтобы немножко запутать малышей. И тот, кто собьется и покажет не ту часть тела, которая названа (пятка), а ту, на которую показывают (лоб), выбывает из игры и строиться для следующей, так через одного (один строится справа, другой слева) создаются две команды для следующей командной игры.

Подводка к выносу торта "В гостях у сказки".

На каждом детском празднике должна быть игра, связанная со сказками. Для интеллектуального наполнения такого развлечения, можно построить игру «В гостях у сказки» по принципу викторины. Ее первым туром может стать вопрос: перечислите сказки, главными героями которых стали птицы.

Второе задание вспомнить как можно больше волшебных предметов (скатерть-самобранка, кошелек-самотряс, цветик-семицветик). Предложите детям записать их на листке бумаги, через 4 - 5 минут проверьте задание. У кого больше - тому и очко.

Третий тур посложнее: предложите детям вспомнить все «волшебные слова» и заклинания (например, магическое заклинание Хоттабыча «трах-тибидох!» или «мутабор!» из восточной сказки про любопытного пашу).

Эту игру можно провести, например, перед выносом торт, предложить вспомнить заклинание из сказки «Али-Баба и 40 разбойников» (предварительно закрыв дверь в комнату), а когда дети называю заклинание «Сим-сим, откройся!», попросить их прокричать погромче, может и эта дверь откроется. За дверью пусть ждет кто-то из взрослых с тортом.

Развлечение за столом "Сказочная путаница".

А это развлечение желательно применить после подвижных игр: усаживаете детей вокруг себя и предлагаете им послушать сказку. Но! Если вдруг вы ошибетесь, попросите детей хлопнуть в ладоши. Сказка может быть любой, как фантазия подскажет, например такого содержания: «Посадил дед морковку. Нет? А что, картошку? Опять нет? А-а-а, репку! Выросла репка маленькая-премаленькая. Неправильно? Большая-пребольшая! Стал дед копать картошку… ой, вспомнила! Репку! Тянет-потянет, да и вытянул …А! вытянуть не может! Позвал дед друзей. Нет? Красную Шапочку? Подъемный кран? Неужели бабку? Правильно, бабку! Стали они вдвоем тянуть брюкву. Ой, репку! Тянут-потянут, да и вытянули …Ой, нет! вытянуть не могут! Позвали они инопланетян. Опять неправильно?! А, наверное, внучку! Тянут-потянут, да и оторвали брюкве хвостик. Не оторвали? Не брюкве? Репке! Позвали они Шарика … А, Жучку! Тянут-потянут, да и вытянули …опять нет? Ну, хорошо, хорошо, вытянуть не могут. Позвали кота Матроскина. Неправильно? Мурзика? точно! Кошку, простую кошку! Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка котенка своего. Нет? Ну, такого маленького, хорошенького …нет?! Неужели, мышку? Правильно? Мышка за кошку, кошка, за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку … Били-били яичко и не разбили! Ой, не яичко! тянут-потянут, да и вытянули репку! И я там был, мед-пиво пил, по ушам текло … не по ушам, а по усам? Правильно! А в рот не попало! Хотя, скорее всего, из репки сварили кашу! Вот и сказке конец, а кто слушал - помидор! Тьфу ты, огурец! Нет? А, поняла! МО-ЛО-ДЕЦ!»

Устраивая детский праздник, не забывайте про игры на знакомство - они помогают правильно выстроить динамику праздника и сплотить всех гостей.

А также помните, что успех любого детского мероприятия зависит не только, а вернее, не столько от его четкой организации и вложенных средств, сколько от настроения взрослых, от их искреннего желания подарить детям радость. Любовь к детям и заботливое отношение к маленьким гостям подскажут, как выйти из трудного положения, какие игры выбрать, и в какой последовательности проводить!