Идеи для... Подарки на... Традиции

Разнообразие типов и видов нод в дошкольном учреждении. Конспекты по педагогике "Виды НОД. требования к конспекту НОД." Что такое нод в детском саду

Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)
в соответствии с ФГОС ДО»

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).
Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
делают выбор;
активно играют;
используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
работают все вместе и заботятся друг о друге;
отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Как продемонстрировать детям свое уважение
Всегда называйте детей по имени.
Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции

Сравнительная характеристика особенностей
партнерской и учительской позиций
Характеризуемые объекты Партнерская форма Школьно-урочная форма
Понятие
Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует
Позиция взрослого в пространстве группы Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними
(например, за письменным столом как на школьном уроке)
Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком).
Организация пространства Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка
Степень свободы Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
Разрешено свободное общение (рабочий гул)
Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение.
Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины
«Чреватость» позиции воспитателя Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом
Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах непосредственно образовательной деятельности

Этапы непосредственно образовательной деятельности Характеристика действий
1. Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
2. В ходе процесса деятельности Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
3. Заключительный этап деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности
Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3) свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
4) открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:
– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.
Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях.
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности.
Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в рамках непосредственно образовательной) ориентируют на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются.
Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, необходимо доводить до состояния выставочных работ.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Подобная организация образовательного процесса будет способствовать постепенному формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе детского сада, где делу отводится время, а потехе – час.

Примерные формы организации
непосредственно образовательной деятельности

Детская деятельность Примеры форм работы
Двигательная *Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая *Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
Изобразительная
и Конструирование
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Восприятие художественной литературы и фольклора *Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
Познавательно-исследовательская *Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
Коммуникативная *Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Самообслуживание и элементарный бытовой труд *Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкальная *Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.
Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.
Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
Развивающаяся познавательная активность старших дошкольников поддерживается всей атмосферой жизни в группе детского сада.
Обязательным элементом образа жизни в старшей и подготовительной группах является участие детей
- в разрешении проблемных ситуаций,
- в проведении элементарных опытов,
- в организации экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стеклами и т. п.),
- в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т. п.
Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками.
Особо воспитатель подчеркивает роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Основной образовательной единицей педагогического процесса в группе младшего возраста является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей.
К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье - сберегающем поведении, но и для решения других задач:
обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и прочее (образовательная область «Познание»);
освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»);
отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши» (образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»);
освоение представлений о домашних животных - ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку» (образовательная область «Познание»);
развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).
При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми.
Эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я - дружная семья», и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В случае работы с детьми младшего возраста в условиях образовательного учреждения воспитателю необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности.
Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются) способы лепки перечисленных продуктов.
После того, когда дети успешно освоили способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми.
Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный холодильник), куда все и перемещается.
Все это нужно для того, чтобы каждый день мотивировать детей на предстающую деятельность.
Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач развития.
А ведь еще нужно подумать об украшении комнаты, нарядах для мамы, кукол и для себя, выучить стихи, песни, приготовить пригласительные, отправить письма, «купить» продукты…. Как много интереснейших дел ждет детей в предпраздничные дни! И как очень естественно решаются задачи различных образовательных областей!
Заключение
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Образовательная программка городского дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №187 «умка»

Главные программные направления развития малыша.

Паршина С.В. | Деятельностный подход в дошкольном образовании

Сформировывать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Сформировывать правильное произношение (воспитание артикуляционных способностей, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Развивать способности связной речи.

Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи.

Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

^ Направления развития и цели.

Парциальные программки и технологии.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Зеленоватый огонек здоровья. - М.Ю.Картушина, 2000г., решение редакционного совета АО ИППК г.Архангельска.

^ Социально – личностное направление:

1.Приобщение малышей к истокам российской народной культуры. - О.В.Князева, М.Д.Маханева, 1998 г. рекомендована Министерством общего и проф образования РФ.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Подготовка к школе деток с общим недоразвитием речи в критериях специального детского сада. - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Музыкальные шедевры. - О.П.Радынова, 2002г.,

^ II. Организация режима пребывания деток в дошкольном учреждении .

2.1. Модель ежедневной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

^ Младший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

Непосредственно образовательная деятельность.

НОД в индивидуальной форме.

Утренний прием детей , индивидуальные и подгрупповые.

НОД в индивидуальной форме.

^ Старший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Физическое развитие и оздоровление.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

НОД познавательно-речевого цикла.

Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы.

Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

НОД по музыкальному развитию и изобразительной.

2.2 Рабочий вариант построения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на месяц.

2.3. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на учебный год.

2.4. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня.

2.5 Базисный учебный план непосредственно образовательной деятельности на 2011-2012 учебный год для групп общеразвивающей направленности, реализующих комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду »

^ Название непосредственно образовательной деятельности.

Подготовительная (№ 5, 7)

^ Базовая часть (инвариантная)

Ребенок и окружающий мир.

Развитие речи. Художественная литература.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Формирование элементарных математических представлений.

Конструирование и ручной труд.

^ Вариативная часть (модульная)

Название дополнительной непосредственно образовательной деятельности.

Тезисы

Воспитателям детских садов, школьным. Нод что нужно Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной группе с. Здоровьесберегающие технологии - NewReferat. Что такое Формы оздоровительной работы в дошкольном в дошкольном образовании. ФГТ дошкольного образования. Что такое ФГТ? отечественном дошкольном образовании ? что в старшем дошкольном. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании . что педагог работа в малых группах на НОД, в дошкольном образовании / Т. Планирование в дошкольном учреждении в. Главная > Конспекты НОД > Планирование в В дошкольном образовании “Что это такое. Робототехника в образовании - Что такое. Что такое Использование интерактивных конструкторов в дошкольном приложение 5 НОД. Консультация «Что такое лэпбук». Воспитателям. и в дошкольном образовании . Что такое игра и как в НОД по развитию. «Дошколёнок. ру» - «Инновационные технологии в дошкольном . «Инновационные технологии в дошкольном Конспект НОД по познавательному. Образовательные технологии в детском саду. что Книга Т. Хабарова "Педагогические технологии в дошкольном образовании" Т. Физическая культура - Дошкольное образование. Конспект открытого занятия по физкультуре "Что такое НОД в старшей что дети принимают.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» г.о. Тольятти «Олеся» городского округа Тольятти «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна г. Тольятти, 2017 г « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые нотки» 4 корпус г. о. Тольятти

2 слайд

Описание слайда:

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: сохранение здоровья ребёнка; развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ Организованная образовательная деятельность согласно ФГОС ДО Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

3 слайд

Описание слайда:

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». НОД - основная форма обучения в детском саду. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

4 слайд

Описание слайда:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; Интеграция образовательных областей. Интеграция направлений развития и образования детей (Образовательные Области) ФГОС Художественно- эстетическое - развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

5 слайд

Описание слайда:

Классификация ОД в ДОУ (по С.А. Козловой) ВИДЫ НОД: 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . Основание классификации Название Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее приобретённых знаний НОД творческого применения знаний и умений; Комплексная НОД, где одновременно решается несколько задач. Содержание ОД (раздел обучения) Классическая НОД по разделам обучения; Интегрированная НОД(включающие содержание из нескольких разделов обучения).

6 слайд

Описание слайда:

Подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты: Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга) Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой) Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.). Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции ОО) Обучающая задача: повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

7 слайд

Описание слайда:

Цели НОД Цель – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы Требования при постановке целей: Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка). Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими Алгоритм постановки цели: Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, чётко ее сформулируйте. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия). Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

8 слайд

Описание слайда:

Методика проведения НОД Реализация детских видов деятельности Они имеют следующие компоненты: Умение детей принимать познавательную задачу Активность дошкольников Готовность дошкольников к проблемным ситуациям Усвоение детьми программного материала Детская деятельность Формы работы Игровая Игровые ситуации, сюжетные игры, игры с правилами, настольный театр, пальчиковые игры, обучающие ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, театрализованные игры Познавательно -исследовательская Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, коллекционирование, реализация проекта, интеллектуальные, наблюдение, экскурсия, дидактические игры, рассматривание, решение проблемных ситуаций, иллюстраций, сюжетных картин, исследование, мини-музеи, конструирование, увлечения Двигательная Игровые упражнения, соревнования, эстафеты, спортивные игры и упражнения, игровая беседа с элементами движений, подвижные и дидактические игры с правилами, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, гимнастика,аттракционы, спортивные праздники, организация плавания Продуктивная Реализация проектов, выставки, мини-музеи, детский дизайн, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческой группы, опытно-экспериментальная деятельность, Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), составление рассказов по картине, игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа по произведениям, ситуативный разговор с детьми, литературные праздники, досуги, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголки Музыкально-художественная Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, беседа, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество, рассматривание картин художников слушание, импровизация, исполнение, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением), Трудовая Самообслуживание, дежурство (по столовой, по уголку природы, подготовке к деятельности), трудовые поручения, задания, совместные действия экскурсия, реализация проекта

9 слайд

Описание слайда:

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей: желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД Ведущая деятельность в ДОУ – игровая Принципы ОД Культурно- исторический Личностно-ориентированный Развивающего образования Амплификации развития ребенка Деятельностного обучения Природосообразности Принцип здоровьесбережения Принцип тематичности Принцип заинтересованности Инновационные технологии Проектная деятельность Проблемно-поисковая (исследовательская деятельность) ТРИЗ Метод моделирования Дифференцированное обучение Деятельностный метод Интегрированное обучение Проблемно-игровое обучение Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии

10 слайд

Описание слайда:

Использование разнообразных форм организации детей Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения. Формы организации обучения Фронтальная. (Обще групповая) Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала. Необходимо помнить: Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе Индивидуальная (с одним ребенком) Подгрупповая (индивидуально-коллективная) Особенность Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. (Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.) Особенность Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. (Работа группами во время НОД; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.) Особенность Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. (НОД усвоения знаний; овладения умениями и навыками; применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная по комплексу её основных задач.)

11 слайд

Описание слайда:

Метод как способ достижения цели Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. «Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. «Прием» - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят Традиционные методы Современные методы Практические Методы, повышающие эмоциональную активность (авт. Смирнов) Наглядные Методы, повышающие познавательную активность (авт. Козлова) Словесные Методы формирования долга и ответственности (авт. Бабанский) Перцептивный (чувственное восприятие) Методы формирования интереса к учению (авт. Бабанский) Наглядные Методы повышения познавательной активности (авт. Поддьяков, .Клюева) Словесные Методы формирования интереса к учению (авт. Бабанский) Игровые Методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н. Поддьяков)

12 слайд

Описание слайда:

Успешность формирования зависит от того, какими мотивами она побуждается. МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста, мотивация должна быть экономной, не должна доминировать, завершённость ситуации. Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие /отсутствие интереса Мотивация в формировании НОД Виды мотивации Мотивация общения Личной заинтересованности Проблемно-бытовая Сказочная Познавательная Информационная (после 6 лет) Семантическая (обозначающая)6-7лет Достижения успеха (5-7 лет) Соревновательная (6-7 лет) Принципы мотивации: Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Внешняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Игровая мотивация даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится. На каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться.

13 слайд

Описание слайда:

Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – Отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Структура НОД

14 слайд

Описание слайда:

Требования к организации НОД Санитарно- гигиенические требования: Учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей; Соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; Оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности; Длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно; Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия; Предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования: Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; Творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; Оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; Выбор наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; Обеспечение познавательной активности детей и развивающий характер НОД, Рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью НОД; Использование в целях обучения дидактического материала и игр, словесных и игровых приемов. Систематическое осуществление контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования: Наличие продуманного плана проведения НОД; Четкое определение цели и дидактических задач НОД; Грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ИКТ; Поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД. НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей; Организация процесса обучения, полезная интеграция содержания

15 слайд

Описание слайда:

Обеспечение психолого-педагогических условий в НОД Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение каждым ребенком; Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; Поддержка индивидуальности и инициативы детей: через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; Развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников Форма общения педагога с детьми при проведении НОД: Это - партнерские отношения: Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Проявление личностных качеств педагога. Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

16 слайд

Описание слайда:

Особенности организации НОД: организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации; развивающий характер обучения дошкольников; чувственный способ познания мира; присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство) игровая цель или другая интересная детям; опора на опыт и знания детей; преобладание диалога воспитателя с детьми; предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно поисковой деятельности; более свободная, в отличии от занятия, структура ОД; создание ситуаций успеха; развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей активное участие младшего воспитателя.

17 слайд

Описание слайда:

Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения. Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество. Вывод Таким образом правильно организованная НОД это: Мотивация. Субъект-субъект, сотрудничество. Интеграция. Проектная деятельность. Партнерство. Комплексный подход к обучению. Самостоятельно-поисковая деятельность. Разнообразие видов деятельности. Совместная деятельность воспитателя и ребенка. Взаимодействие с семьями детей. Учет интересов детей. Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

18 слайд

Описание слайда:

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26.09.2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа ДОО Нормативная правовая база системы дошкольного образования для организация ОД в соответствии с ФГОС ДО

19 слайд

Описание слайда:

Литература: 1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1, 2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) 3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. 5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. . 6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» 7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Шпаргалка для воспитателя «Как подготовить НОД» I. Четкое определение и формулирование темы и ведущих понятий, место темы в план воспитательно -образовательного процесса. II. Определение целей и задач (целевая установку НОД- для себя и для детей.Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД) III. Планирование учебного материала: Подобрать оборудование и дидактический материал (литературу, наглядных пособий и пр.) по теме, отбирая только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать обучающие задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, творческий подход к заданию. Упорядочить обучающие задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».Три набора заданий: -подводящие детей к воспроизведению материала, -способствующие осмыслению и закреплению материала. IV. Продумывание «изюминки» НОД с учетом возраста детей, которая вызовет удивление, изумление, восторг, останется в памяти детей (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному) V. Группировка отобранного материала: обозначение последовательности в которой будет организована работа с отобранным материалом, то как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового VI. Планирование контроля за деятельностью детей: Продумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе. После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает педагогам работать, а детям - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью Памятка для воспитателя Примерный перечень глаголов для составления задач. -Активизировать… -Ввести новые роли (события, действия)… -Воспитывать… -Добиваться… -Закрепить… -Напоминать… -Осваивать… -Обеспечить… -Обогащать… -Помочь… -Показать… -Приобщать… -Расширять… … -Создавать условия (обстановку)… -Способствовать… --Укреплять здоровье… -Формировать умения… -Формировать представления… -Развивать интерес… потребность… -Развивать стремление… -Создавать условия (обстановку)…

23 слайд

Описание слайда:

1. Умница! Ты прав! 2.Правильно! 3.Это хорошо! 4. Прекрасно! 5. Отлично! 6.Это то, что надо! 7.Это лучше всего! 8. Необыкновенно! 9.. Замечательно! Хорошая работа! 10. Я горжусь тем, как ты работал. 11.Ты сейчас на правильном пути. 12. Я знал, что ты сможешь сделать 13. Мне нравится ход твоих мыслей! 14. Я очень горжусь тобой 15. Твоя работа принесла мне много радости 16. Я верю в тебя, у тебя всегда получается. 17. Продолжая работать так же, ты добьешься многого. Памятка воспитателю «Оценка воспитателем деятельности детей» Доброжелательная оценка педагога (взрослого) всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой. Выражайте свободно и искренне свои чувства ребенку. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые нотки» 4 корпус (детский сад «Олеся») г. о. Тольятти «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Ушинский Воспитанник должен быть не только объектом воспитания, но и субъектом его… П.Блонский Субъектность ребенка – один из показателей качества работы Н.Веракса …Строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении… этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. Е.И. Тихеева …ОД должна носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. И. Песталоцци Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131; Тришина Юлия Юрьевна Тел. 89608475408 e-mail: [email protected] 2016 г

24 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТКА « НОД» Цели и задачи НОД: соответствие теме, уровня подготовленности правильности и обоснованности постановки образовательной и воспитательной целей и задач НОД с учетом особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в детей Структура и организация НОД: продуманность основного вида детской деятельности и формы её организации, логическая последовательность и взаимосвязь этапов; целесообразность распределения времени; рациональность выбора форм организации структурных компонентов; рациональная организация труда воспитателя и детей. наличие плана и организация его выполнения воспитателем; оборудование. Содержание НОД: соответствие содержания требованиям ООП ДОУ; отражение темы дня, недели, регионального компонента; полнота, достоверность, доступность изложения; научный уровень излагаемого материала; воспитательная направленность занятия; степень нравственного влияния; реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов; подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний; выделение главной идеи знаний; выделение главной идеи нового материала; формирование новых понятий, активного словаря. Организация самостоятельной работы детей: характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень слож-ности, вариативность, учет уровня подготов- ленности детей; инструктаж и помощь воспитателя; степень усвоения нового материала (эффективность); связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем); виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по плану, схеме, модели, по словесному указанию) Методика проведения НОД: определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возмож­ностям данного возраста детей; использование технологий развивающего обучения; разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем; оценка методи-ческой вооруженности воспитателя педаго-гическими технологиями; эмоциональность подачи материала; эффективность исполь-зования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Культура общения воспитателя с детьми: соблюдение норм педагогической этики и такта, создание морально-психологического климата в детском коллективе. Соблюдение санитарно-гигиенических условий, дидактических и организационных требований. Анализ проведения НОД НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения ООП ДОУ и решения конкретных образовательных задач 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . ВИДЫ « НОД»

25 слайд

Описание слайда:

Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131; Тришина Юлия Юрьевна Тел. 89608475408 e-mail: [email protected] 2016 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые но тки» 4 корпус (детский сад «Олеся») г. о. Тольятти «Организация непосредственно -образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) – 2мин. Посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Форма общения педагога с детьми при проведении НОД: Это - Партнерские отношения: Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Проявление личностных качеств педагога? Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид

Виды занятий: классическое, комплесное, тематическое, итоговое, экскурсии, групповые, игра, труд.

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Структура классического занятия;

Начало занятия;

Предполагает организацию детей.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход (процесс) занятия

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Комплексное - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

Интегрированные - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).


3. Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие-труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион - кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание - образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель - развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие (проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет - рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Конспект НОД «Полезные овощи»

Кириллова Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ №11 "Олененок" г.Мичуринск

Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности: «Полезные овощи».

Интеграция образовательных областей : «Познание»(формирование целостной картины мира) , «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно_исследовательская.

Цели: познакомить с названиями овощей, местом их выращивания, учить описывать овощи, отгадывать загадки.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции при прослушивании стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудоваие: картинки и муляжи овощей, мяч, наборы разрезных картинок.

Воспитатель загадывает загадки, а дети называют ответы. Воспитатель показывает муляжи овощей.

Отгадывание загадок.

1. Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста)

2. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы обрывали. (морковь)

3. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я?... (свекла)

4. Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят. (кабачок)

5. Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (репка)

6. В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидоры)

7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,

А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (огурцы)

Детям предлагается игра «Один-много».

Показывается картинка с одним предметом, а дети называют овощи во множественном числе. (ответы сопровождаются картинками) .

Физкультминутка «Мы пололи грядки».

Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят:

Ладушки-ладки,

Мы пололи грядки.

Мы пололи сами,

Своими руками.

В огороде нашем

Выросли на грядках

Вот такие огурцы! (Показывают руками.)

Вот такие помидоры!

Вот такая свекла!

Вот такая капуста!

А без капусты Щи не вкусны!

Детям предлагается игра «Кто больше назовет овощей».

Стоя в кругу, воспитатель бросает мяч детям, а они должны назвать овощ.

Воспитатель раздает детям муляжи овощей, а дети должны рассказать про них. (цвет, форма, где растет(над землей, под землей) .

Дети садятся за столы, каждому ребенку раздается набор разреных картинок, из которых они должны собрать овощ, и назвать его.

В завершении НОД дети прослушивают стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Морковка?

Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Морковка,

Петрушка и свекла.

И суп овощной оказался не плох!