Идеи для... Подарки на... Традиции

Луиза карловна шлегер педагогические взгляды. Педагогические взгляды и деятельность по дошкольному воспитанию л.К. Шлегер. Кафедра дошкольного образования

Луиза Карловна Шлегер

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью. В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.

Шлегер Луиза Карловна , педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906) просветительского об-ва "Сетлемент", преобразованного позднее в об-во "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., - единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.

Соч.: Практич. работа в дет. саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Метод, руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).

шлегер луиза карловна

, педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906). просветительского об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник , а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “ Сетлемент (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма. Результаты своего опыта работы Л.К. Шлегер оформила в книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду» , которые долго служили популярным пособием для руководительниц детских садов России.

Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой своеобразную педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

“Материалы для бесед с маленькими детьми”. Л.К. Шлегер разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. В ее книге разработаны беседы, которые помогают разобраться ребенку в уже накопленном им материале. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего опыта, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении. Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе: беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе); беседы на основе имеющихся данных

Богатые педагогические возмож­ности видела Шлегер в беседах. « Привычка беседовать в опре­деленном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь выводы из своих наблюдений». Она считала, что зна­ния, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: «Мы пришли к следующим выводам -дети имеют право на собственную жизнь; -каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст; - детям нужно дать полную свободу в работе и игре; - свободная работа служит нам показателем роста; - материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; -думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы для этого возраста, невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; - наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

Книга “Практическая работа в детском саду” получила большое распространение среди дошкольных работников до революции. 1. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях. 2. И ндивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях. 3. В нимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии. 4. П оиски новых форм педагогического воздействия на детей, -развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь. 5. П остоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми. В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения.

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. « Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Очень важным в воспитательном отношении является, ручной труд (особенно работы по дереву). « .. Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее».

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей Ритмические движения под музыку П одвижные игры Ручной труд Деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

В книге “Практическая работа в детском саду” были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.) В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы. « Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер. Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою жизнь, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться».

Заключение Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм. Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет.

Спасибо за внимание

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа в детском саду" и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

Педагогическая деятельность Шлегер началась в 1882 г., а с 1905 года она стала активным участником обществ "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, где члены общества работали безвозмездно.

Детский сад представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам.

Сотрудники детского сада занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

Л.К. Шлегер пересмотрела фребелевский дидактический материал, сделала основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях.

Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми.

Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др.

Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм.


Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка. В книге "Практическая работа в детском саду" были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.).

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т.д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения. В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение.

Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: "Мы пришли к следующим выводам:

1) дети имеют право на собственную жизнь;

2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;

3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;

4) свободная работа служит нам показателем роста;

5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;

7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая".

Педагогические идеи Л.К.Шлегер

Презентацию составила Кынтоярова Айталина Константиновна

Воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ №84 «Искорка» г.Якутск Республики Саха(Якутия)


Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .


Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.



, Биография

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.




Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада .


В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .



Л.К. Шлегер разработала принципы свободного дошкольного воспитания: 1) дети имеют право на собственную жизнь ; 2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст ; 3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре; 4) свободная работа служит нам показателем роста; 5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; 6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; 7) наша роль – помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая» .



Наряду с воспитательно‐учебной деятельностью Луиза Карловна разработала формы и методы работы по организации детского сада. В 1906 г. она организовала кружок педагогов‐дошкольниц, а в 1914 г. начала широко пропагандировать дошкольное дело, став одним из лидеров в этой области. Шлегер преподавала «дошкольное дело» на. Шлегер считала, что дошкольная педагогическая работа должна проводиться так, чтобы теория непрерывно проверялась на практике, чтобы практика непременно обосновывалась теорией. Луиза Карловна настаивала на том, чтобы на курсы приходили мотивированные слушатели, имеющие опыт практический работы.



Л. К. Шлегер первая из группы педагогов общества “Детский труд и отдых» предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.